Подразумевают ли сомнения интеллект? Решительные-не анализирующие? Сомневаться-оберегать страдания, чувства свои и чужие? Можно ли утверждать, что женщина сомневающаяся обладает более высоким уровнем развития нейронных сетей и человеческой эмпатии? С другой стороны, разве мы не знаем примеры женщин вполне образованных, смелых, предприимчивых и успешных, но при этом внешне сдержанных, спокойных и абсолютно уверенных, возможно, даже и внутренне; тех, которые не подвержены эмоциональным встряскам и несклонны обожать выбросы адреналина в крове во время испанских страстей?
А можно ли обвинить женщину в эмоциональности? Обвинить женщину в эмоциональности всё равно, что обвинить природу в буйстве красок. Согласны? Конечно, есть ядовитой расцветки рыбки, а есть и достаточно бледные грибы: это вопрос разнообразия. Но в целом: существуют ли от природы сдержанные женщины? И должна ли сдержанность навязываться женщине как требование общества?
Сдержанность-это бусидо, добровольно избранный путь самурая, требующий строгого соблюдения правил и самодисциплины. Этого хотят от женщины? Чистого смирения, как будто её сюда сослали на испытание силы духа? Может быть, речь о подавлении? Господь хотел подавить женскую природу Евы, наказав их с Адамом, тем самым заставив женщину испытывать вечную вину перед мужчиной за ту самую несдержанность? Сдержанность ведь подразумевает и покорность, и обузданность страстей. Но почему тогда до сих пор существует социальное течение, направленное на соблазнение мужчины приоткрытым ртом, размазанной красной помадой, полуподростковой глупостью, облегающей одеждой и изматывающей погоней за соблазнительным нижним бельем, профессиональным косметологом, богом благославленным хирургом, рукастым массажистом и тем самым секс-коучем, раскрывающим женский энергетический потенциал? Конечно, в большей степени это касается славянский государств и азиатских. Европа и Америка отошли от концепции «женщины прекрасной», приняв «женщину равнодушную». Да, равнодушную, потому что «Там», «на Западе» женщины давно простили себя за первородный грех и перестали выслуживаться перед мужчинами, стараться загладить вину, подавить и изменить себя как тех, кто носит в генах необузданный код Амазонок. Но в славянских государствах, занимающих большую часть территории Земли, женщина всё ещё должна заслужить мужчину: подтянутым спортивным телом, пухлыми губами, аппетитной грудью, смекалкой, чувством юмора, кулинарными изысками, способностью прощать и о многом молчать, конечно же, готовностью терпеть, при этом быть самореализованной, самодостаточной и самостоятельной, управлять потоками энергий и исходящими от нее флюидами. В общем, чтобы получить мужчину, нужно уметь делать тройное сальто через голову, садиться на все виды шпагата, жонглировать во время приготовления ужина и превращаться по необходимости в ковёр, развратную любовницу, владеющую техникой «глубокое горло», маленькую девочку, достойную спутницу и боевого товарища. А можно и ничего этого не делать и просто ждать того «самого» своего, который с какой-то вероятностью, да появится в жизни.
Конечно, мужчины и женщины на самом деле соединяются совсем по иным принципам. Тембр голоса, напоминающий чей-то из детства; разрез глаз, как у первой школьной любви, с которой гештальт так и не был закрыт; запах тела, сводящий с ума на подсознательном уровне; форма рта-это очень важно, столько мерзких губ, неправильной формы языков и странно растущих зубов (если человек боится стоматологов, не имеет денег на виниры и т.д., то вопрос рта остается открытым); длина пальцев рук-у кого-то вызывают отвращения коротенькие пухленькие пальчики и т.д. Но и это всё не важно, когда звёзды, планеты и линии рук соединяют вас, судьба сталкивает-жизнь склеивает. И тут хоть головой об стену бейся, опрашивай всех Далай-Лам-логических ответов не получишь. Случилось ли женскому обаянию очаровать спутника попаданием ли тембра голоса и цвета волос в незакрытые гештальты? И всё равно не получается-хотя очень хочется-крикнуть из заднего ряда «Любовь же!». Химия не делает всего того, что приходится за нее делать человеку: менять привычки (например, ставить молоко на нижнюю полочку дверцы холодильника); вырабатывать в себе новые качества (быть уступчивее, внимательнее и чувствительнее по отношению к партнеру); выходить на новый уровень общечеловеческих благодетелей-прощение, щедрость, терпение. В минуты отчаянной досады на непонимание партнера, его предательскую отстраненность и практически бесчеловечное равнодушие хочется попросить Вселенную создать техническую возможность проникать и давать доступ к переживаниям друг друга, чтобы, как в «Аватаре», соединив хвосты, можно было испытать оргазм, но только не оргазм при обмене ощущениями в теле и мозге, а страдания. Избитый тезис: «если бы ты мог почувствовать то, что чувствую я». Но никто так и не смог. И почему столько всего ученые уже создали, а встроенного чипа для обмена эмоциональными данными-нет. Считаю это непредусмотрительным упущением, пробелом в развитии техники и зияющей дырой в эволюции социума.
Недавно за обедом (фактически это было дневное свидание) мужчина, сидящий напротив меня за столиком на летней веранде, произнес следующую фразу: «Она же просто слила свою жизнь в унитаз!». Что он имел ввиду? И почему он решил вынести такой вердикт в отношении женщины, которую он лично не знает? Согласитесь, он выразил их общее, мужское восприятие тех девушек, которые успешно вышли замуж, будучи из посёлка городского типа «Выселки» и будучи нуждающимися и красивыми одновременно, которые согласны «вылизывать седые яйца» (это тоже фраза, услышанная мною от собеседника-мужчины) за статус, квартирные удобства или вообще хоть какие-то удобства. То есть на самом деле (как стало ясно из дальнейших пояснений моего товарища по беседе) возник щепетильный вопрос необходимости женской самореализации. Я же разверну этот вопрос еще вот в какую сторону: должна ли она приносить деньги, чтобы быть таковой? Когда я осмелилась заявить, что шоурум свитшотов, открытый на деньги супруга,-это не самореализация, мужчина напротив ответил: «Это развитие», чем, признаться, удивил меня: то ли своей глупостью, то ли новизной взгляда. То есть шоурум свитшотов-это лишь маленькая ступенька лестницы эволюции той бывшей сельчанки, которая решила взяться за собственное развитие. Простите, или я не испытываю любви к свитшотам, или не думаю в этот момент, что девушка ведь может искренне интересоваться выкройками, цветами и тканями этих самых свитшотов, самостоятельно заниматься закупкой и контролировать работу персонала в шоуруме, устраивать мероприятия и договариваться о коллаборациях с другими отечественными брендами-это я понимаю как самореализацию, но чистый факт наличия магазина купленных турецких кофт с капюшоном. Так же я осознаю следующее: я-писательница, мои книги пока не продаются и издательства не имеют со мной контрактов, я не работаю, но я много читаю и пишу. Это самореализация? Даже если я пока этим не обеспечиваю себя или свое будущее без мужчины? Да. Тоже да. Каждый день я вкладываю все умственные и физические усилия, чтобы работать часами на ноутбуке над двумя книгами сразу; каждую ночь я испытываю проблемы со сном, потому что не могу остановить поток идей и фраз, требующие от меня их тут же записать в заметки, чтобы днем начать работать с ними, раскрывать их потенциал; все свои деньги я трачу на сигареты, кофе, вино и книги; всё своё время я посвящаю саморефлексии и восприятию происходящего в мире: звуков, теней, запахов, событий, явлений, процессов. И да помогут Небеса тому, кто скажет, что это легко. Так же, как и подбор производителей тканей для будущих свитшотов, доставка их на производство, поиск умелых швей, понимающих толк в выкройках. Так что самореализация-это не только про деньги, иногда даже и совсем не про деньги, а про огонь в глазах, жажду сделать в прямом смысле, идейность, наполненность, череду сменяющих друг друга самоудовлетворения и отчаянного поиска выхода из тупика. А теперь главный вопрос: неужели, девушка, посвятившая себя статусному мужчину в возрасте, не имеющая тех же денег и той же «славы», сделав выбор в пользу рождения для него детей, его поддержки в моменты неудач, удовлетворения и поддержания мужского самолюбия-не самореализовалась? Это её психическая конструкция, её структура личности, вот такая-рассчитанная на служение другому человеку, на роль второго плана, на самоотдачу и принятие всех несовершенств полного, дряхлого, престарелого тела. Бросьте в меня камнем, если я не права в том, что это труд требует большей выносливости и адаптивности психики, чем служение любой профессии, карьере, идеи. Я слышу, мужчины, ваши возгласы! Что же вы как на базаре! Вы сами пробовали на протяжении нескольких лет терпеть выходки такого вот «золотого» супруга, его лобзания, придирки, требования, его обвисшие, бесформенные яйца и утерявший даже память о былой эрегированности член? Дорогие циники, сейчас я поражу вас в самое сердце: а что, если эта девушка испытывает к нему человеческое уважение и привязанность, почему вы не допускаете возможности, что он, как состоявшийся, профессиональный музыкант, например, вызывает у нее неподдельное чувство восхищения? Ах, вы не верите в такие сказки. Что ж, вам следует почитать пару книг по психологии (ищите главы и разделы, содержащие слова «жертвенность», «перфекционизм», «эдипов комплекс» и т.д.). И очень рекомендую ознакомиться с моим личным опытом подобных отношений, описанном в книге «Прощай, Титаник!», возможно, вам даже не понадобятся книги по психологии.
Я часто вспоминаю истории об удивительно умных людях, но абсолютно не приспособленных к простой жизни, к взаимодействию с людьми, общению с противоположенным полом. Например, математик Григорий Перельман и сотни физиков, химиков, биологов, астрономов, инженеров, врачей, которые, обладая исключительным умом, могли так же сомневаться. Или не сомневаться. Наверно, им вообще не до сомнений на человеческий счет. Тогда получается сомнения-это что-то банальное, прозаичное, обывательское. Сомневался ли Билл Гейтс или Марк Цукерберг? Сомневался ли в собственной неотразимости Илон Маск, когда отдыхал на яхте, будучи полноватым, белокожим, рыхлым и на лицо отекшим? Перестала ли Джоан Роуллинг испытывать ту же уверенность в своих силах после скандала из-за ее позиции о менструирующих женщинах? Можно спуститься с небес на Землю. И озадачиться. А Вася Пупкин, Дуня Фисифлянская с соседней лавочки сомневаются в правильности распития алкогольных напитков, последующих имитации человеческого общения и любви среди ночи под вашим окном? Что они думают о себе, помнят ли они себя вообще? А я, например? А вы? Сомневаюсь ли я в себе сейчас, в собственных привлекательности, удачливости, выносливости, потенциальности, остроумии, таланте, словах, поступках? Да, я вообще сомневаюсь в целесообразности происходящего вокруг (при этом я отчетливо пониманию причинность пульсации жизни: человек как муравей, как пчела, как баран-существо двигающееся, коллективное), сомневаюсь в правдивости длительных отрезков времени-браках на десятилетия, работе на всю жизнь, карьере на долгосрочную перспективу, рождении и смерти. Я не понимаю потоков времени, не соотношу их с собой. Мне сложно поверить в то, что через год я продолжу трудиться на том же месте, где и сейчас, что через пару лет я выйду замуж и у меня появится первый ребенок, что через 6 лет мне исполнится 30, что 2/3 моей жизни пройдут на работе и лишь 1/3 ее часть будет доступна для фиксации живого в себе и пропускания через себя. Мне странно осознавать себя живущей, плывущей в потоке судеб, природы, урбанизма, войн, новой этики, конформизма, капитализма и необходимости ежемесячно вносить плату за квартиру. Сейчас я сомневаюсь в самой возможности новых встреч, появления новых друзей и вспышки новой страсти. Конечно, каждый день я оценивающе отношусь к одежде, на мне висящей, к словам, из меня извергающимся, и к общему образу, мною транслируемому. У меня нет точных ответов на вопросы о том, какой меня ощущают люди, что думают обо мне, какой им кажется моя жизнь. Без определенности в сфере «я глазами окружения» не может быть и покоя без сомнений. Не будем лукавить, даже в периоды штиля, жизненных побед нас не оставляют мимолетные, секундные сомнения: с тем ли человеком я живу, тем ли я занимаюсь и не упускаю ли чего-то.