В воспоминаниях русского шведа Карла Васильевича Хагелина, выросшего на Волге, нашел описание такого яркого и интересного явления как пароходные гонки.
Как только на Волге стали бегать несколько пароходов разных Обществ, между ними, совершенно независимо от указаний агентов Общества, устраивались "гонки".
Ни командиры, ни механики, никто другой на пароходе никаких поощрений за победу не получали. не было тут и никакой "синей ленты", какая выдается теперь за скорейший переход через Атлантический океан. это был спорт самого чистого вида, и он захватывал и увлекал и участвующих и зрителей.
как только случалось двум пароходам разным Обществ оказаться в одном месте, каждый из них старался отвалить раньше конкурента, а затем начиналась гонка. и почти всегда победителями оказывались самолетские пароходы.
Я помню немало гонок между самолетским пароходом и волжским "Царем", на котором я столько раз плавал в качестве бесплатного машиниста. но во всех этих гонках я находился на "обогнанном" пароходе. как ни старался мой отец и его кочегары "шуровать", как они ни пытались держать самое высокое давление пара, "самолет" в конце концов побеждал и затем "уходил".
Только раз мне удалось быть на обогнавшем пароходе, и об этой гонке я хочу рассказать.
в 1874 году, когда у "Кавказа и Меркурия" был их первый американского типа быстроходный "Император Александр II", я должен был ехать из Казани в Нижний на самолетском "Владимире Глазенапе". На нем машинистом был Энквист, товарищ моего отца, швед. "Владимир Глазенап" был самым быстроходным из самолетских пароходов, и его поставили в линию с "Александром II", как самого серьезного противника по быстроте.
"Александр II" и "Глазенап" оба пришли в Казань под вечер и должны были в восемь часов следующего утра идти дальше в Нижний. Но у обоих, вследствие гонки последних дней, были маленькие аварии, а потому оба Общества распорядились перевести пассажиров и груз на находящиеся в Казани запасные пароходы "Сильвестр" - "Кавказа и Меркурия" и "Наследник цесаревич" - "Самолета". В назначеный час оба парохода тронулись в путь.
"Император Александр II" продолжал свой ремонт, не торопясь, мой же "дядя" Энквист, проработавший за ремонтом всю ночь, объявил около 11 часов утра, что "Владимир Глазенап" готов. Решили поэтому пустить "Глазенапа" экстренным рейсом в Нижний, откуда он мог бы взять свой обратный рейс.
Немедленно отдали чалки и пошли... но как пошли!
Шуровали вовсю и в топку, и в поддувала, и дровами, и накопленным грязным маслянистым тряпьем, и остатками сала - все горючее шло в пользу. пар уже подняли до отказа, и к вечеру мы обошли "Сильвестра", а ночью и своего "Наследника цесаревича", и пришли в Нижний на два часа раньше против нормального времени.
надо было видеть лица пристанского начальства. они сияли. С каким удовольствием он поздравляло командира и машиниста, да и каким довольством сияли лица команды парохода и на пристани:
-Наш-то какой! Всех обогнал!