Найти тему
Буквоед

«Жизнь – очень хрупкая штука»

Интервью с Романом Сенчиным
Интервью с Романом Сенчиным

«Роман о деградации и вымирании нестоличной России», – так написал о книге «Елтышевы» историк и литературовед Сергей Беляков. В центре сюжета романа – обыкновенная российская семья, которая вынуждена перебраться из города в маленькую сибирскую деревню. Вместо идиллической пасторали героев ожидает семейная катастрофа.

Новое издание книги дополнено ретроспективой рецензий, которая позволит по-новому взглянуть на роман, а также статьей критика Константина Мильчина о современном прочтении культовой книги.

Мы поговорили с Романом Сенчиным о том, есть ли выход из персонального ада, и почему герои книги не смогли его найти.

– «Елтышевы» были опубликованы на исходе нулевых. Изменилось ли ваше отношение к этому роману и его героям за прошедшие годы?

Роман Сенчин: Готовя книгу к переизданию, я ее, конечно же, внимательно вычитал. Внес некоторые стилистические и смысловые исправления. Местами удивлялся, что смог написать так сильно. Это хорошее чувство – похвалить себя давнего за удачу. В целом же отношение к этому роману у меня не изменилось – я должен был написать эту тяжелую, беспросветную книгу – носил в себе сюжет несколько лет. Написал, и по прошествии времени вижу, что она получилась сильная.

– В романе рассказана история упадка и гибели одной семьи. Кажется, что в мире «Елтышевых» нет никакой надежды. Есть ли она за пределами книги?

Роман Сенчин: Надежда есть, наверное, всегда. Но, бывает, обстоятельства складываются так, что надежда не помогает, не поддерживает. Проблемы, беды, несчастья буквально душат, раздавливают человека или семью. Такое случается. Вот с Елтышевыми как раз подобное, по-моему, и произошло. Словно некие силы взялись их уничтожить… В переиздании есть несколько статей и рецензий, которые появились вскоре после выхода «Елтышевых». В том числе и статья Ирины Бенционовны Роднянской. Как мне кажется, очень точная трактовка книги, хотя я, когда писал, ничего такого не вкладывал.

– Герои книги живут «по наклонной», погружаясь в персональный ад. Мог ли Елтышев выбрать другую жизнь?

Роман Сенчин: Наверное, нет такого человека, который бы по ходу жизни не пожалел, что однажды совершил или не совершил тот или иной поступок, что выбрал не ту профессию. И глава семьи у меня жалеет уже на первых страницах, и жена его, и старший сын. Это свойственно людям. Конечно, всё, как говорится, могло бы сложиться по-другому. Но тогда не было бы этой книги. А персональный ад… Многими, чувствую, жизнь воспринимается, как ад. К сожалению. Герои моей книги не очень-то радовались жизни в деревне, а после переезда к внутреннему аду добавился и внешний. По крайней мере, для них. Настоящая деревня – это не дачный кооператив, не загородный дом, куда приезжаешь в теплое время года на выходные… Бабка Татьяна, у которой поселяются герои моей книги, деревенская, она своего рода на другом полюсе, чем Елтышевы. И от нее избавляются, наверное, не столько потому, что она мешает физически, сколько морально. Она – немощная старуха – живет крепко, а недавние горожане мучаются, не находят себе места, занятия, задыхаются.

– Критик Константин Мильчин назвал «Елтышевых» вашим opus magnum. Вы согласны с тем, что этот роман занимает особое место в вашем творчестве, или для вас, как для автора, он остался в позапрошлом десятилетии, и новые тексты важнее прошлых?

Роман Сенчин: Честно говоря, меня немного раздражает, когда «Елтышевых» называют моей визитной карточкой. Я больше ценю некоторые другие свои вещи. Но понимаю, что читатели выбирают главную книгу литератора, а не он сам. Сейчас, в очередной раз, но после довольно большого перерыва, перечитав «Елтышевых», могу предположить, что сюжет книги не устарел. Подобные истории происходят и сегодня, и не только в России. Ямы, трясины, ловушки судьбы подстерегают человека повсюду. Сломать себе и своим близким жизнь очень легко. Так что нужно пытаться жить осмысленней, осторожней, что ли. Жизнь очень хрупкая штука.