История 300-летней скрипки, которая известна как the Gibson ex Huberman берёт начало в начале 18 века. Считается, что это один из пяти или шести инструментов, изготовленных в 1713 году Антонио Страдивари в Кремоне, Италия. Скрипка принадлежала многим, включая английского скрипача Джорджа Альфреда Гибсона. Но именно ее связь с Брониславом Губерманом является особенно увлекательной.
Скрипка Губермана
Губерман был еврейским польским скрипачом, жившим в 1882-1947 годах. Он считался вундеркиндом того времени, который был почитаем за свою замечательную виртуозность и смелые интерпретации. Губерман учился у Йозефа Иоахима в Берлине, а к 11 годам уже гастролировал по Европе в качестве виртуоза.
Именно во время одного из этих ранних турне он познакомился с пианистом Артуром Рубинштейном, которому в то время было всего 6 лет, и он еще не достиг того легендарного статуса, к которому пришел. Эти два музыканта остались друзьями на всю жизнь.
В 13 лет Губерман имел честь исполнить скрипичный концерт Иоганнеса Брамса в присутствии самого композитора, который был ошеломлен его интерпретацией.
По словам биографа Макса Кальбека, "как только Брамс услышал звук скрипки, он навострил уши, во время Andante он протер глаза, а после Finale он пошел в гримерную комнату, обнял молодого парня и погладил его по щекам". Когда Губерман пожаловался, что публика аплодирует после каденции, переходящей в прекрасную кантилену, Брамс ответил: "Вам не следовало играть каденцию так красиво"".
Не повезло
Губерман стал одним из самых знаменитых музыкантов своего времени, но именно в 1929 году его вклад в развитие человечества приобрел дополнительное измерение.
В том же году он посетил Палестину, где ему пришла в голову идея создать там оркестр классической музыки. в 1933 году Губерману хватило дальновидности понять, что он может спасти многих еврейских артистов и одновременно осуществить свое желание создать палестинский оркестр.
Губерман проводил прослушивание музыкантов со всей Европы. Те, кто был отобран в оркестр, получили контракты и, самое главное, визы на выезд из своей родины в Палестину.
Губерман собирал деньги для музыкантов, а затем и для их семей, даже сотрудничал с Альбертом Эйнштейном для организации поездки по США в 1937 году. К концу этой поездки деньги на оркестр были получены, а из Германии и Центральной Европы были отобраны 60 первоклассных музыкантов.
В целом, это было фантастически успешное турне, за исключением одного конкретного выступления в Карнеги-холле 28 февраля. В тот вечер Губерман предпочел сыграть вторую половину концерта на своей "другой скрипке", Guarneri del Gesu.
Во время аплодисментов после исполнения сонаты Франка, слуга Губермана вышел на сцену, чтобы сообщить, что пока Губерман выступал его Страдивари украли из гримерной. Была вызвана полиция.
Губерман старался не паниковать и с оптимизмом продолжал играть на бис на скрипке Guarneri del Gesu . Ранее, инструмент уже пытались украсть в 1919 году из гостиничного номера в Вене. Но инструмент вернули на перепродаже. На этот раз Губерману не повезло.
Из рук в руки
Существует несколько версий того, как и почему именно была украдена скрипка, но точно известно, что инструмент попал в руки молодого самозанятого, на то время, скрипача по имени Джулиан Альтман. Одни говорят, что мать Альтмана убедила его украсть скрипку, другие утверждают, что Альтман выкупил ее у настоящего вора за 100 долларов.
Как бы то ни было, Альтман постарался скрыть подлинную сущность скрипки, покрыв ее крем-лаком для обуви и выступая на ней до конца своей карьеры, которая включала в себя работу в качестве первой скрипки в Национальном симфоническом оркестре во время Второй мировой войны.
Убитый горем, Губерман больше никогда не видел своего Страдивари. Однако его великая мечта была исполнена, когда в декабре 1936 года состоялся дебют нового Палестинского оркестра с великим Тосканини на подиуме.
Что касается скрипки, то на ней предполагаемый похититель играл более пятидесяти лет, а в 1985 году Джулиан Альтман, находясь присмерти, признался своей жене Марсель Холл в истинной принадлежности инструмента. В итоге она вернула скрипку в лондонский Lloyd's и получила вознаграждение за находку.
Инструмент прошел девятимесячную реставрацию в компании J & A Beare Ltd, которая отметила, что это было похоже на "удаление грязи с потолка Сикстинской капеллы".
Затем инструмент был продан британскому скрипачу Норберту Брайнину из струнного квартета Amadeus.
Кому скрипка принадлежит сейчас
В 1990-х годах, на одной из репетиций струнного квинтета Моцарта соль минор, скрипач Норберт Брайнин разрешил юному коллеге Джошуа Бэлл поиграть на той самой скрипке Страдивари 1713 года, которая когда-то принадлежала Брониславу Губерману (сейчас The Gibson ex Huberman), сообщив, что
"Однажды вам может повезти, и у вас будет такая скрипка"
После смерти Норберта Брайнина, скрипка была обратно продана компании J & A Beare Ltd, в качестве эксклюзива.
Спустя несколько лет, в 2001 году, Джошуа посетил магазин для покупки скрипичных струн, где ему снова предоставили ту самую скрипку Страдивари 1713 года. Джошуа сообщили, что скрипку собирается приобрести немецкий промышленник для частной коллекции. Однако, Джошуа дал клятву самому себе, что этого не случится. Он считал, что этот инструмент с величайшей историей создан для игры, а не для любования.
В тот же вечер, Джошуа Бэлл сыграл концерт на этой скрипке в Королевском Альберт-холле. Он просто не хотел, чтобы она уходила из его рук.
Эта скрипка особенная во многих отношениях. Невозможно представить, сколько удивительных людей держали ее в руках и слышали ее. Каждый раз, когда Джошуа выступает в Израиле с Израильским филармоническим оркестром, его посещает мысль о том, что многие из оркестрантов и зрителей являются прямыми потомками музыкантов, которых Губерман спас от Холокоста - на средства, собранные на концертах, исполненных на том самом инструменте, на котором он играет каждый день.
#музыка #музыканты #скрипка #история