Найти тему

Испытания зажигательных пуль в России в 1838 году

Оглавление

Набрел я тут на обзор опытов с зажигательными пулями разных конструкций, которые проводились Оружейным комитетом (в те годы Комитетом об улучшении штуцеров и ружей) в 1838 - 1840 годах. Информация эта ныне мало известна (опубликована была в 1862 году), а потому, думаю, будет любопытна всем любителям огнестрельного оружия.

Ну а заодно продолжу цикл рассказов об истории боеприпасов для огнестрельного оружия (ссылки на предыдущие статьи цикла будут в конце).

Небольшое введение

К концу первой трети 19 века военный прогресс достиг такого уровня, что военные стали задумываться о том, как было бы хорошо не тратить сотни пуль на расчет вражеского орудия, а одним метким выстрелом взорвать его снарядный ящик и отправляться за заслуженной наградой.

Естественно, конструкторы очень быстро отреагировали на "хотелки" военных и предложили им сразу несколько вариантов пуль спецназначения, которые получили наименование "зажигательных".

В конце 30-х годов информация о заграничных опытах с зажигательными пулями дошла и до российских высоких военных начальников, которые, естественно, возжелали испытать заграничные чудеса на предмет вероятности их использования супротив зарядных ящиков вражеской артиллерии, ну а, чтобы, как говорится, два раза не ходить, и на предмет зажигания супостатских зданий, крытых часто соломой, а также неубранных вовремя урожаев и прочего всякого сена.

Приказы высоких военных начальников в России в те времена исполнялись быстро, и вышеупомянутый Комитет об улучшении штуцеров и ружей взялся за дело.

Зажигательные пули Дельвиня

Особо мучиться не пришлось: аккурат в это же время Комитет испытывал штуцеры системы француза Дельвиня, который для своей Франции предложил не только штуцер, но и разработанную к нем зажигательную пуля. Естественно, русские экспериментаторы пройти мимо такого удобного случая не могли, и в 1838 году в Россию были доставлены 100 этих пуль для стрельбы из ружей и 50 - для стрельбы из штуцеров.

Несколько пуль разобрали и выяснили, что наладить их производство в России труда не составит:

"Пули эти состоят из свинцовой оболочки и медного пустого сердечника, внутренность коего наполняется до половины пороховою мякотью с примесью небольшого количества бертолетовой соли. В середину сердечника вставляется шпилька "ab" и сверх оной помещается капсюль, заклепанный с боков свинцовой оболочкой".

Схема зажигательной пули Дельвиня.
Схема зажигательной пули Дельвиня.

Разобравшись в конструкции, исследователи перешли к практическим испытаниям, для чего в качестве мишени взяли зарядный ящик, в гнездах которого было уложено 60 холостых зарядов.

Но здесь их ждало разочарование: было сделано 40 выстрелов (14 - с расстояния в 100 шагов, остальные - с 50 шагов), и только на 40-м выстреле ящик все-таки взорвался. Изюминка была в том, что только этот выстрел оказался точным. Все остальные прошли мимо.

Заключение Комитета было безапеляционым:

"Принимая во внимание, что из 40 выстрелов, произведенных отборными стрелками, на малые дистанции был только один удачный выстрел, комитет признал, что пули Дельвиня, по малой вероятности попадать в неприятельские ящики, не могут принести никакой существенной пользы, тем более, что зарядные ящики защищены обыкновенно повышенными на них сзади котлами, мешками с овсом и запасными колесами и что нет никакого вероятия, чтоб неприятель оставил свои ящики на долгое время под выстрелами стрелков".

Зажигательные пули Пиккара

Но процесс уже пошел и в том же 1838 году швейцарец Пиккар предложил русскому правительству свой секрет зажигательных пуль - за соответствующее вознаграждение, естественно.

По словам изобретателя, он сумел устранить главную проблему зажигательных пуль - малый вес, из-за которого точная стрельба ими была невозможна. Пули швейцарца весили ровно столько же, сколько и обычные свинцовые пули.

Кроме того (опять по словам изобретателя), они

1) всегда разрывались только вперед,

2) всегда ударялись капсюлем в цель, даже если были вложены в ствол неправильно,

3) были безопасны при перевозке.

Пиккара пригласили в Санкт-Петербург, изготовили под его руководством необходимое для испытаний количество пуль и взялись за сами испытания.

Капсюль у пули Пиккара находился под свинцовой оболочкой пули, весила она ровно также, как и обычная свинцовая, а потому летела и, главное, попадала, вполне сносно. При попадании в ящик пули воспламенялись.

При первых заряжаниях две пули были повреждены и воспламенились, но выстрела не последовало.

Зарядный ящик русской армии конца 19 века (модель).
Зарядный ящик русской армии конца 19 века (модель).

Но были и свои "но":

"Несмотря на то, что многие пули попадали в ящики и пробивши боковую доску, проникали внутрь, из 47-ми выстрелов, произведенных па первом опыте, было удачных только два, которые взорвали ящик; прочие попавшие пули проникли в ящик и некоторые пробили даже шубы (чехол из овчины шерстью наружу, который надевался на картуз с порохом, предохраняя его от перетирания - ИО) и рассыпали порох, не произведя взрыва".

Изобретатель заявил, что виновата неправильная укладка зарядов, которые у русских защищались еще и дополнительными жестяными футлярами.

Русские сделали вид, что согласились и начали стрелять швейцарскими пулями в патронный ящик с 1300 патронами.

По результатам уже этих стрельб выяснили, что

1) если патроны уложены плотно к стенке ящика, в которую производится стрельба, то патроны взрываются после первого же выстрела.

2) если патроны уложены на расстоянии 1 вершка (ок. 4 см) от стенки, в которую стреляют, то подрыва не происходит.

Как оказалось, пули Пиккара

"воспламеняясь при первом прикосновении к твердому телу, выгорают мгновенно и достигают до пороха уже потухшими, а потому не могут взрывать ящиков".

Пытаясь спасти свое изобретение Пиккар заявил, что усовершенствовал пулю так, что она стала медленнее выгорать и может при этом пробить несколько досок.

Русские испытатели не стали спорить, взяли эти пули и расстреляли ими несколько зарядных и патронных ящиков:

"Всего сделано было 68 выстрелов, на расстоянии 65, 75, 85 и 100 саженей (1 сажень = 213 см), которые произвели 4 взрыва; прочие попавшие в ящик пули, пробивши бок ящика, проникали внутрь, некоторые в самый порох, без всякого действия. Сверх того, замечено было, что те пули, которые ударялись в ящик нечувствительно, стороной пли боком, вовсе не воспламенялись".

Пули Пиккара были признаны неудовлетворительными, и русских денег швейцарец не получил.

Ну а о зажигательных пулях русской конструкции поговорим немного позже.

Не пропустите!

#историческое оружиеведение #оружие #патроны #заэигательные пули

О первых бронебойных пулях можно прочитать здесь.

О русской разрывной пуле можно прочитать здесь.

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!