Центр Келдыша на объединенной экспозиции Госкорпорации «Роскосмос» на форуме «Армия-2022» впервые показывает системы коррекции геостационарных космических аппаратов на базе двигателей КМ-60 и КМ-75, а также маршевый КМ-10.
Система на базе двигателя холловского типа КМ-75 — первая в мире с ускоряющим напряжением 810 В, по заявлению производителя. Это почти в 3 раза выше показателей зарубежных аналогов, что обеспечивает экономию до 40% рабочего тела (ксенон).
Мы проверили: на соседнем стенде ОКБ Факел ионные двигатели работают на 300 В. Благодаря более высокому рабочему напряжению, КМ-75 обеспечивает наивысший удельный импульс среди холловских двигателей такого класса. Он прошел полный цикл наземной экспериментальной отработки с полным подтверждением ресурса. Тут справедливости ради, стоит отметить, что ОКБ «Факел» представлял серийные движки.
Из уже использующихся на спутниках движков был представлен КМ-60. Он работает на напряжении 500 В, что обеспечивает 25%-ную экономию рабочего тела.
КМ-10 может использоваться уже как маршевый двигатель для спутников, межорбитальных буксиров и орбитальных станций — тяга составляет 575 мН (для сравнения, у КМ-60 — 42 мН). Он прошёл большую часть наземных лётных испытаний.
На фото рядом с двигателями — их системы управления. А бак в обрешётке для рабочего тела — позволяет запасти 350 кг ксенона.
В связи с высокой стоимостью ксенона на мировом рынке, компания также ведёт исследования по возможностям использования других газов и их смесей.