В истории любого народа есть персонажи, которые с оружием в руках занимаются установлением социальной справедливости. В Англии до сих пор популярны баллады о вольном стрелке Робин Гуде, который экспроприировал имущество тамошних богачей и отдавал его бедным. На Балканах слагались песни о гайдуках, которые боролись не только с социальным, но и с национальным гнетом.
У населения Галичины, Закарпатья и Буковины популярны были сказания об опришках – повстанцах, которые в XV–XIXвеках боролись с произволом польских феодалов.
КЛЯТВА НА БАРТКЕ
Ученые так и не определились, какова этимология слова «опришки». Некоторые считают, что появление термина связано со словом «оприч» в значении «осторонь», как именовали независимого от пана человека. Отсюда, кстати, два шага до слова «опричник».
Социальный состав опришков был самым пестрым. Чаще всего речь шла о крепостных крестьянах, бежавших от своего пана в леса или в горы и взявшихся за оружие, чтобы избавиться от национальных и религиозных притеснений и унижений. Но среди них попадались мещане и даже мелкие шляхтичи. Собравшись в отряды, состоящие из нескольких десятков человек, они давали клятву друг другу – всегда и во всем помогать товарищу и безоговорочно слушаться выбранного из их среды атамана. Опришки были вооружены луками, копьями и саблями, иногда пистолетами и мушкетами. Но самым привычным оружием для опришек был небольшой гуцульский топорик –«бартка» с узким клинообразным лезвием на длинной ручке, которым они умело пользовались. На этих топориках опришки приносили присягу на верность своим товарищам, вступая в отряд.
Рельеф Карпат очень подходит для ведения партизанских действий. В заросших лесом и кустарником невысоких горах можно было легко скрываться от преследователей, а в горных пещерах отряд опришек мог переночевать, спрятать оружие, продовольствие и добычу. К тому же опришки действовали в регионе, где проходили сразу три границы – молдавская, польская и венгерская. Поэтому в случае опасности опришки уходили в соседнее государство, где легко находили временное убежище у сочувствующего им местного населения.
Как действовали опришки? С ранней весны до поздней осени их небольшие мобильные отряды постоянно находились в горах, готовые в любой момент напасть на польских или венгерских феодалов, которые зверствовали над своими крепостными-гуцулами. Успешным действиям опришек помогала их скрытность, внезапность ударов, строгая конспирация, сочувствие и полная поддержка со стороны крестьянства, которое снабжало их оружием и едой, укрывало в случае опасности.
Опришки, чаще всего ночью, спускались с гор, чтобы напасть на усадьбы и фольварки помещиков, жилища арендаторов и ростовщиков. Они сжигали корчмы, захватывали панские имения, забирали деньги, ценности и одежду. Большую часть трофеев раздавали бедным крестьянам. Документы на право владения землей и долговые расписки крестьян опришки сжигали вместе с поместьями.
ДОЛОЙ ПАНОВ!
Наибольший размах движение опришков достигло в середине XVIII века. Часто они действовали совместно с гайдамаками – восставшими против польских феодалов украинскими крестьянами, которые взялись за оружие, не выдержав национального, религиозного и социального угнетения.
Впервые опришки упоминаются в документах конца XV века. Поначалу они действовали в Прикарпатье, а позднее – в Закарпатье и Буковине. Отряды опришек со временем набрали такую силу, что порой захватывали даже укрепленные замки феодалов. Например, опришки в Буковине сумели взять штурмом крепость Пнив.
Опришки в 1648–1654 годах приняли участие в антипольском восстании Богдана Хмельницкого. Они взяли штурмом королевские замки в Навотанце и в Саноке. Мелкие, подвижные и хорошо вооруженные отряды попортили немало крови полякам, дезорганизую их тылы. Вместе с казачьим отрядом под командованием старшего сына Богдана Хмельницкого Тимоша две тысячи опришек в 1653 году отправились в поход в Молдавию. Вожак опришек, некто Гречка из Калюса, даже получил от Богдана Хмельницкого чин казачьего полковника. В 1654 году он руководил обороной крепости Буша на территории Брацлавского воеводства. Твердыню осадили отряды поляков с артиллерией. Пользуясь своим превосходством, осаждающие сумели ворваться в крепость. Но опришки, закрывшись в замке, взорвали пороховые погреба и погибли вместе с поляками под развалинами замка.
Наивысшего размаха движение опришков достигло в 1730–1740-х годах. Тогда они приняли участие в восстаниях гайдамаков, вспыхнувших на Правобережной Украине. Движение опришков не прекратилось и после захвата в 1772 году Австрией Галичины и Буковины. В течение первой половины XIX века в Галичине, Закарпатье и Буковине действовало более полусотни отрядов, которые пытались выгнать со своей земли австрийских помещиков.
Активные репрессии правительства Габсбургов, которое бросило против повстанцев многочисленные военные части и карательные отряды, ослабили движение опришков. Однако полностью удалось покончить с ним лишь во второй половине XIX века. Последним командиром опришков считается некто Дратрук (Драгирук, по-другому –Бордюк), пойманный австрийцами и публично казненный на городской площади в Коломые в 1878 году.
ОЛЕКСА ДОВБУШ
Пожалуй, самым знаменитым из всех опришек считается гуцул Олекса Довбуш. Он родился в начале XVIII века в селе Печенежин, входившем тогда в состав Речи Посполитой (ныне это Коломыйский район Ивано-Франковской области Украины). Семья будущего предводителя опришек была бедной, и потому Олекса с детства узнал, что такое нищета и унижения. Мальчик к тому же был немым от рождения. Но сельский знахарь все же сумел его исцелить с помощью народных средств.
Олекса рано примкнул к действующим в его краях опришкам. Вскоре смышленый и храбрый паренек выбился в командиры одного из отрядов. Под его началом беглые крепостные стали нападать на имения польских панов, изымать у них ценности и продукты, раздавая большую часть добычи местным крестьянам. За это крестьяне сообщали опришкам информацию о планах властей по поимке «бунтовщиков», укрывали разбойников во время облав, снабжали их продовольствием.
Постепенно к удачливому и отважному командиру примыкали все новые и новые бойцы. Вскоре отряд Олексы Довбуша стал серьезной силой. Территория, которую он контролировал, постоянно увеличивалась. В нее вошли не только районы, прилегающие к селу Печенежина, но и лесистые отроги Украинских Карпат, а также Прикарпатье, Буковина и Закарпатье. Взяв их под свой контроль, Олекса Довбуш с опришками стал совершать рейды и в другие районы Галиции. По дороге они громили имения венгерских и польских помещиков, а также евреев-арендаторов и корчмарей. Все захваченное у них имущество Олекса Довбуш раздавал крестьянам.
Поначалу Олекса Довбуш действовал на пару со своим родным братом Иваном. Но в 1739 году между ними произошла крупная ссора. Дело дошло до рукопашной – Иван Довбуш пустил в ход свой топорик и разрубил им ногу Олексе. После этой ссоры отряд разделился на две части. Нога у Олексы Довбуша вскоре зажила, но до конца жизни он сильно хромал.
В 1740 году движение опришков, руководимых Олексой Довбушем, достигло своего апогея. Власти Речи Посполитой бросили против разбойников регулярные части. Под натиском польских войск опришки Довбуша отступили на Буковецкую полонину, откуда спускались в Черногору, Коломойщину, Буковину и Закарпатье (в это время отряд брата Олексы, Ивана Довбуша, действовал на западе, близ города Перемышля). В 1744 году Олекса Довбуш со своим отрядом находился в районе Дрогобыча. Он совершил несколько смелых рейдов на Солотвин и Надвирну и даже сумел на короткое время захватить Богородчанскую крепость.
Поляки, поняв, что с помощью регулярных войск им вряд ли удастся справиться с народным героем, решили погубить его с помощью предательства. Иудой оказался житель села Космачи (ныне –Ивано-Франковская область) Степан Дзвинчук, который сотрудничал с поляками и из пистолета застрелил Олексу Довбуша. Вскоре после его гибели сразу несколько местных шляхтичей объявили себя убийцами Довбуша, требуя вручить обещанную за голову атамана награду.
Деятельность и трагическая гибель Олексы Довбуша вспоминают в народных рассказах и легендах. В Ивано-Франковской области скала получила имя Олекса Довбуша, в некоторых районах Закарпатья есть «камни Довбуша». Память об опришках живет до сих пор в народе.
«Секретные материалы 20 века». Александр Егоров, журналист (Санкт-Петербург)