Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Двое в городе / Deux hommes dans la ville. Франция–Италия, 1973

Двое в городе / Deux hommes dans la ville. Франция–Италия, 1973. Режиссёр Хосе (Жозе) Джованни. Сценаристы: Хозе Джованни, Даниель Буланже, Джанфранко Клеричи. Актеры: Жан Габен, Ален Делон, Илария Оккини, Мимзи Фармер, Мишель Буке, Виктор Лану, Гвидо Альберти, Жерар Депардье, Сесиль Вассор, Бернар Жиродо, Малка Рибовска и др. В СССР – с сентября/ноября 1975. 23,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Хозе Джованни (1923 – 2004)человек весьма необычной судьбы. Критики издавна любят красочно описывать тернистый путь к успеху в искусстве. Особенно если тот или иной художник, писатель, певец, актер, режиссер, прежде чем окончательно найти себя, сменил несколько весьма далеких от всяческих муз профессий. Но даже на этом фоне биография известного французского писателя, сценариста и режиссера Хозе Джованни кажется неординарной. Ему было 17, когда фашисты вошли в Париж. Не успев окончить школу, X. Джованни стал бойцом движения Сопротивления. Но вскоре после войны – новый резкий поворот в судьбе: связавшись с преступным миром, Хозе попадает в тюрьму... Не вышел из него «классический» ветеран борьбы с нацизмом, солидно рассказывающий молодому поколению о героическом прошлом. Но вопреки логике обстоятельств не получился и махровый рецидивист. Сидя в тюремной камере, Хозе Джованни задумал свой первый, во многом автобиографический роман «Дыра», который был опубликован, когда его автору исполнилось 34 года. В конце 1950-х годов роман экранизировал талантливый режиссер Жак Беккер. Так герои X. Джованни впервые появились на экране.

-3

А их создатель работал без передышки. Один за другим печатались романы с сильными и мужественными героями, превыше всего ценящими крепкую дружбу и кодекс чести. В первой половине 1960-х по романам и сценариям X. Джованни ставили фильмы такие заметные режиссеры, как Клод Сотэ («Взвесь весь риск»), Жан-Пьер Мельвиль («Второе дыхание»), Робер Энрико («Луженые глотки», «Авантюристы»).

-4

Фильм Р.Энрико «Авантюристы» («Искатели приключений») имел, пожалуй, наибольший зрительский успех, во многом благодаря звездному дуэту Алена Делона и Лино Вентуры, олицетворявшим силу, упорство, целеустремленность, верность, готовность к самопожертвованию, безудержную страсть к риску и суровую нежность...

-5

Говорят, Хозе Джованни остался недоволен режиссурой Робера Энрико в этом фильме, что послужило одним из толчков к еще одной перемене: в том же году писатель и сценарист поставил (по тому же роману!) свой первый фильм «Закон выжившего». Зато к А. Делону с Л. Вентурой у А.Джованни, судя по всему, претензий не было. Почувствовав своих актеров, он сделал с ними, быть может, лучшие свои фильмы.

-6

Главной в тандеме Джованни-Делон стала картина «Двое в городе», где тема бессилия одиночки в борьбе с несправедливостью государственной машины слилась с протестом против смертной казни. Умело используя законы мелодрамы, криминальной драмы и триллера, Х. Джованни с болью показал безуспешность попыток бывшего заключенного (А. Делон) освободиться от клейма «меченого».

-7

Когда в середине 1970-х фильм вышел в наш прокат, некоторые критики поспешили упрекнуть его в слащавости, банальности, неправдоподобности образа тюремного надзирателя (хотя я полагаю, что это одна из лучших и впечатляющих по своему психологизму роль Жана Габена), всеми силами помогающего герою вернуться к нормальной жизни, – это, мол, не соответствует «волчьему оскалу» западного мира. Увы, даже на оценку этой, в самом деле, мелодраматичной (в хорошем смысле слова) картины влияли не искусствоведческие, а идеологические, пропагандистские критерии. Искренний гуманизм фильма и сегодня кажется не устаревшим, ибо вечна тема Добра и Зла, искупления грехов, самым страшным из которых Хозе Джованни считал предательство…

Александр Федоров, киновед

-8

Зрители XXI века фильм «Двое в городе», как правило, оценивают очень высоко:

«Впечатление и восхищение дуэтом Габена и Делона на всю жизнь. Неужели кто-то после одного этого фильма может сказать, что у Делона нет актерского таланта? Габен просто неподражаем, абсолютный гений. Прекрасно сыграл Мишель Буке, я готова была его придушить. Первый фильм в моей жизни, над которым я прослезилась в юности» (Лика).

«Фильм прекрасный, с него для меня началось знакомство с искусством великого Мастера Жана Габена. Сюжет напоминает об античной трагедии – неумолимый рок, только не по воле богов, а вследствие вполне земных мотивов (тот же Буке-Гуатро движим, вероятно, желанием вернуться в Париж, раскрыв громкое дело» (Федорчик).

«В советском прокате фильм шел широко и успешно, но в одном ему не повезло: он вышел в черно-белом варианте и очень потерял от этого в зрелищности. В цвете я увидел его только по ТВ в девяностые годы. Впечатление гораздо более сильное, к тому же не было купюр. В полной версии фильма я так понял, что инспектор невзлюбил Джино в первую очередь за то, что тот отказался стать информатором (грубо говоря – стукачом) для полиции. И защитная речь адвоката в новом переводе звучала иначе, там даже упоминалось, что смертная казнь существует только в тоталитарных странах (во Франции в годы выхода фильма шли бурные дискуссии по поводу отмены смертной казни)» (Б. Нежданов).

Александр Федоров, киновед

https://ad.admitad.com/g/bqg13x78l35816f220aed5244facbc