Найти в Дзене

Иван Грозный. Могут ли сосуществовать жестокость и религиозность?

Оглавление

Противоречивая личность Ивана Грозного словно сочетает внутренние портреты двух антиподов. Его патологическая жестокость и массовые злодеяния являются историческим фактом: царь жестоко казнил людей по малейшему подозрению в измене, присутствовал при пытках, которые нередко изобретал сам, вел разгульный образ жизни, за что даже был отлучен от Евхаристии*. Он и его приспешники сеяли массовый террор среди дворянства и простого народа. Прозвище Грозный было получено им уже после смерти, а при жизни его именовали Мучителем. В то же время, Иван Васильевич молился часами, постоянно присутствовал на богослужениях, был знатоком Писания и не упускал возможности вступить в богословский спор с неправославными. Как совмещались эти качества, как они появились и развивались в характере царя всея Руси?

Если в Европе кровавые тираны не были редкостью, то на Руси был только Иван IV. Королева Англии Елизавета I ненавидела бродяг и издала закон, согласно которому их вешали без суда. За одну только Варфоломеевскую ночь, организованную Екатериной Медичи, было убито около 3-х тысяч человек. В XV в. в Испании и Португалии с благословения власти начали проводить публичные сожжения еретиков (чаще всего иудеев), что продолжалось вплоть до начала XIX в. В дальнейшем перечислении нет необходимости.

Детство и травмы царя

Травмы детства могут кардинально повлиять на последующую жизнь человека. Исследования показывают, что из-за трудного детства возникают проблемы с социализацией и психическим здоровьем: депрессии и тревожность, неспособность вести семейную жизнь и не только. К сожалению, детство Ивана IV  – сплошная травма.

Осиротел мальчик в три года, и тогда же стал правителем: в 1533 г. умер его отец Василий III. Перед смертью он назначил представителей высшего аристократического сословия – бояр, которые должны были опекать великого князя до его совершеннолетия, то есть до 15-ти лет.

Через пять лет умерла мать восьмилетнего Ивана. Ребенок рано остался сиротой, что не могло не повлиять на его психологическое развитие.

Оба родителя умерли при странных обстоятельствах. Отец – от некоего подкожного нарыва. Врач при осмотре постановил, что это смертельно и не оказал помощи. Смерть матери была внезапной. Причины достоверно неизвестны, но наиболее распространенная  версия говорит о том, что она была отравлена боярами.

Бояре, опекавшие отрока-царя, по всей видимости, не справлялись со своей задачей, что во многом сформировало ненависть к ним Ивана. Вот как он вспоминает о них в своей переписке: “Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет – ни как родитель, ни как опекун, и уже совсем ни как раб на господ. Кто же может перенести такую гордыню?”, “Нас же с единородным братом моим, в Бозе почившим Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде и в пище. <…> Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. <…> Как исчислить подобные бессчетные страдания, перенесенные мною в юности?”

-2

К слову, именно князя Ивана Васильевича Шуйского считают отравителем матери Ивана IV. А сам Иван Грозный уже в зрелом возрасте обвинял его в казнокрадстве и отстранил от дел. Смерть боярина также была внезапной и туманной.

Таким образом, бояре для Ивана Грозного стали носителями зла и предательства.

Неудивительно, что на фоне жизни, полной переживаний, он нашел утешение в молитве. С детства Иван мог молиться часами. В 1541 г., когда будущему царю было всего 11 лет, крымский хан вторгся на русские земли. Во время ключевого сражения великий князь-отрок долго и усиленно молился в Успенском соборе Москвы о победе своего воинства. Когда бой был закончен, воевода явился к нему и сообщил, что победа была достигнута его молитвами. Вероятно, это послужило переломным моментом, когда Иван Грозный стал сакрализировать собственную фигуру.

И эта сакрализация в последующие годы достигнет абсолюта, когда любое свое действие он будет оправдывать своей избранностью. Его личность будто раздвоилась: он сам считал свои действия грешными как для человека, но праведными как для царя. А главная цель царя – процветание государства. И для достижения цели он считал пригодными любые средства.

Иван с детства был нетерпеливым и даже буйным, а к 12-ти годам проявилась и жестокость: он сбрасывал с кремлевских стен кошек и собак, к 15-ти – проливал кровь простых крестьян, вместе с приятелями седлал лошадей и отправлялся на грабежи, что никак не мешало сохранять ему внешнее благочестие**.

-3

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Жестокость и религиозность

С возрастом религиозность, как и жестокость, только увеличивалась. Силу этих стремлений показательно демонстрирует синодик опальных – список для поминовения, составленный в конце жизни царя по его приказанию. В нем содержались имена тех, кто пострадал во время его правления. Синодик передавался в монастыри и храмы вместе с крупными денежными пожертвованиями. Сам Иван Грозный, составив синодик, объявил, что прощает всех казненных – да, он прощает, а не просит прощения. По жестокости царя было убито множество невинных. Но, не раскаявшись, во всяком случае, публично, он все же позаботился о их церковном поминовении. Разве это не противоречиво?

Сам синодик сохранился лишь частично, в наиболее полной дошедшей его версии 3300 имен. Пострадавшие в нем приводятся только за периоды 1564-65, 1567-70, 1571-75 гг., в то время как Иван правил с 1533 по 1584 г. (венчался на царство в 1547-м).  По разным оценкам, количество пострадавших за время его правления составляет около 30 000 человек.

Примечательно, что как порывы гнева, так и аскетические делания Ивана были внезапными и хаотичными, будто напоминали приступ какой-то болезни. Во время гнева он рвал на себе волосы, трясся и дрожал, пускал пену изо рта. Он мог бросаться с кулаками на всех подряд и даже кусаться. Никто не оставался защищенным полностью, ведь царь во время приступов мог приказать казнить самых верных и близких к нему соратников. Приступы эти были настолько внезапными, что очередной из них мог произойти даже при ночном пробуждении (Иван испытывал проблемы со сном).

Так же внезапно он начинал каяться, останавливал все дела и объезжал монастыри, где усердно молился. Земные поклоны он клал так, что на лбу оставались шишки и кровавые следы. Хотя от своей жестокости царь не отступал никогда: на богослужении он мог каяться и проливать слезы о собственных злодеяниях, а сразу по окончании службы ехать на пытки, которыми наслаждался***.

-4

Иван Грозный основал в Александровской слободе подобие монастыря, составил монастырский устав, назначил себя игуменом, а своих самых верных подданных, опричников, готовых выполнить любой приказ – братией. В день молитве и богослужению посвящалось 9 часов (а в праздники и дни поста еще больше), отсутствие на молитве каралось восьмидневным лишением пищи, заключением, телесными истязаниями. Во время трапезы Иван лично читал жития святых. Трапезы были длительными, с самыми изысканными блюдами и обильным количеством спиртных напитков. Сам царь обедал и выпивал один после всех. Таким образом, в жизни обители было все то, что было в самом царе: внешнее благочестие и в то же время звериная жестокость, пьянство и разгул.

В 1571 г. при нашествии крымского хана Девлет-Гирея опричнина показала свою полную ничтожность. Опричники привыкли грабить крестьян, но с реальным войском ничего не могли поделать. Москва была сожжена, Русь разграблена. Вся последующая политика Ивана Грозного только вводила Русь в еще больший кризис.

Его действия прямо противоречили вере. Парадоксально, что в конце ХХ века даже развернулось движение за канонизацию Ивана Грозного, сторонники которого считали все сведения о жестокости царя подложными. Безусловно, если счесть их таковыми, то Иван Грозный действительно являет пример святости. Помимо того, что он был молитвенником, он созывал соборы и участвовал в них, при нем было возведено более 40 каменных церквей, основано более 60 монастырей, прославлено по разным источникам от 39 до 52 русских святых, издавались аскетические и церковно-практические труды вроде Четьи-Миней, Домостроя, он составлял гимнографические произведения, а в конце жизни принял великую схиму.

Но пренебрегать многочисленными источниками, подтверждающими злодеяния царя, нет реальных оснований. Идею канонизации Ивана Грозного осудили церковные историки архим. Макарий (Веретенников), прот. Владислав Цыпин, Александр Дворкин, протодиак. Андрей Кураев, игум. Дамаскин (Орловский), а также священноначалие  – патриарх Алексий II, митрополит Владимир (Сабодан).

Психологический и религиозный портрет

Ранняя потеря родителей, низкопоклонство и одновременное равнодушие по отношению ребенку на престоле, от природы буйный нрав, вседозволенность образовали плодотворную почву для развития психических патологий.

Современные психиатры предполагают разные диагнозы. Кандидат медицинских наук М.И. Буянов полагал, что царь страдал от эпилептоидной психопатии. Доктор медицинских наук А.Е. Личко говорил о параноидном расстройстве личности.

Приведем наиболее частые симптомы эпилептического психоза. Тоскливо-злобное настроение и подозрительность, нарастающее ощущение тревожности, злости, резкая смена настроения, отсутствие контроля над своими эмоциями и действиями, нарушение сна, галлюцинации, бред, сверхценные идеи. Все эти симптомы видны в поведении и характере Ивана Грозного: резкие смены настроения от глубокого покаяния до кровавой ярости, психотические припадки с пеной у рта, видения, убежденность в собственной абсолютной исключительности, постоянные поиски внутренних и внешних врагов.

Психиатры говорят и о болезненной религиозности Ивана Васильевича. Ее проявления были так же хаотичны, как и обострения психоза. Формально соблюдая внешнее благочестие и даже истово молясь, он продолжал совершать антихристианские дела и не видел в этом никакого противоречия. Он был помазанником Божиим и считал, что это дает ему непогрешимость во всех его поступках, даже самых чудовищных. Конечно, такой взгляд на царское помазание никак не соответствует православному вероучению, а является преступным самооправданием.

О религиозности Ивана Грозного с уверенностью можно утверждать только то, что им соблюдалась и даже была достойна подражания внешняя ее сторона. Но каких-либо перемен в его личности, подобных тем, что были у равноап. князя Владимира, не наблюдалось. Да, он жертвовал крупные деньги храмам и монастырям. Но эти жертвы не были похожи на лепту бедной вдовы (см. Лк. 21:1-4), ведь царь обладал многими богатствами. “Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений” (Ос. 6:6). Бог сам обозначает, что выше для Него Самого. Иван Грозный, будучи знатоком Писания, не мог не понимать этого, но милости он так и не проявил.

Конец жизни

Умер Иван Грозный в 54 года. По свидетельствам современников он выглядел как дряхлый старик, а из-за остеофитов (патологических наростов на суставах) несколько лет не мог передвигаться самостоятельно. Антрополог и археолог М.М. Герасимов, исследовавший останки Грозного, заявил, что не видел таких запущенных отложений даже у глубоких стариков. В последние годы жизни здоровье самодержца стремительно ухудшалось, что, возможно, послужило причиной тому, что он несколько сбавил свой пыл и даже повелел составить синодик опальных. Но оснований говорить о настоящем христианском покаянии, к сожалению, нет.

Реконструкция внешности Ивана Грозного по его черепу, выполненная М.М. Герасимовым
Реконструкция внешности Ивана Грозного по его черепу, выполненная М.М. Герасимовым

___________

*Официальная причина отлучения – вступление в 4-й брак. Всего браков у Ивана Грозного было 7 или 8.

**Курбский А. “История о Великом князе Московском”

***Карамзин Н.М. “История государства Российского”

-6

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЧИТАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ!