Истоки когнитивной терапии следует искать в Древней Греции, в методе Сократа. Швейцарский невропатолог P. Dubois (1848-1918), опираясь на законы формальной и диалектической логики, создал метод рациональной терапии, который по своей сути стал предтечей когнитивной терапии. P. Dubois по праву можно считать и психотерапевтом, а его основные труды «Психоневрозы и их психическое лечение» (1912) и «О психотерапии» (1913) — классикой психотерапии.
В начале 60-х годов прошлого века американский психотерапевт A. Ellis (1962) активно пропагандировал свой метод рационально-эмотивной терапии. В основу метода была положена концептуальная схема «АСП — модель», иллюстрирующая роль процессов мышления в аффективных (эмоциональных) расстройствах. В этой схеме
- «А» — активирующее событие («активирующий опыт»), т.е. обычно неприятные или нежелательные внешние события;
- «П» — эмоциональные и поведенческие последствия, т.е. неприятные аффективные реакции на события, побуждающие пациента искать помощи психотерапевта;
- «С» — суждения пациента, которые можно разделить на рациональные и иррациональные.
А. Ellis предлагал использовать «АСП — модель» на начальном этапе психотерапии с целью разъяснения пациентам источника их эмоционального дистресса. В рационально-эмотивной терапии A. Ellis выделял дескриптивные и оценочные когниции.
По мнению автора, дескриптивные когниции представляют собой конкретную информацию о реальности и содержат то, что человек непосредственно воспринял из окружающего его мира.
В оценочных когнициях, напротив отражается определенное отношение к реальности, дается ее обобщенная оценка. Большинство оценочных когниций оказываются связанными с дескриптивными. Вариантом такой связи может быть картирование — форма символической репрезентации, предположительно описывающая когнитивные отношения между физическим и концептуальным миром.
В начале 70-х годов A. Ellis достаточно подробно описал «иррациональные суждения» — жесткие эмоционально-когнитивные связи, имеющие характер предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений; нарушения когнитивной сферы, приводящие к эмоциональным расстройствам и ряду психопатологических симптомов. По мнению A. Ellis отсутствие реализации иррациональных установок приводит к длительным, неадакватным ситуации эмоциям, затрудняет деятельность человека и мешает достижению его целей.
Aвтор выделял четыре группы иррациональных суждений:
- суждения долженствования, отражающие мнение, что существует несколько универсальных ситуаций, когда какой-либо человек или весь мир «должны» пациенту;
- «ужасающие» суждения, согласно которым существуют катастрофические, невыносимые ситуации;
- суждения обязательной реализации своих потребностей — «надлежит», «следует», в соответствие с которыми человек должен иметь что-либо для того, чтобы жить или быть счастливым;
- оценочные, «порицающие» рейтинговые суждения.
Помимо этих четырех категорий A. Ellis составил перечень 12 основных иррациональных идей, которые включали в себя следующие суждения:
- «для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекательным для окружающих»;
- «есть поступки порочные, скверные и повинных в них следует строго наказывать»;
- «это катастрофа, когда все идет не так как хотелось бы»;
- «все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами»;
- «если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку»;
- «легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать»;
- «каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе»;
- «нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным, успешным нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха»;
- «то, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее»;
- «на наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы люди изменились в желаемом для нас направлении»;
- «плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью»;
- «мы не властны над своими эмоциями и не можем их не испытывать».
В рационально-эмотивной терапии борьба с иррациональными мыслями происходит посредством когнитивного и эмоционального «оспаривания».
Несколько позже, в начале 70-х годов ХХ столетия, американский психиатр A. Beck (1972) основал «когнитивную терапию» и разработал оценочные шкалы для депрессии и суицидального риска («Cognitive therapy and emotional disorder», 1976). По замыслу автора этого метода, когнитивная терапия должна быть сосредоточена на работе с отрицательными когнитивными моделями пациента, на обсуждении рациональных оснований суждений человека и поисках способов проверки определенных суждений в реальной жизни.
Были выделены основные этапы когнитивной терапии:
- обоснование основного принципа терапии, подразумевающее подготовку пациента к когнитивной психотерапии;
- объяснение метода лечения;
- формулировка пациентом своей проблемы и описание тех шагов, которые он уже предпринимал для ее решения;
- идентификация негативных мыслей, требующая улавливания автоматических бессознательных мыслей с помощью вопросов и анализа различных записей в дневнике пациента; исследование ложных идей, т.е. удаление негативных мыслей на «дистанцию» и попытка объективного отношения к своей проблеме;
- когнитивное и поведенческое опровержение ложных идей.
Кроме этого A. Beck описал когнитивную триаду признаков описательно характеризующих депрессию: негативная оценка себя, негативная оценка мира, негативная оценка будущего.
Существенный вклад внесла в развитие когнитивной психотерапии дочь Аарон Бека, Джудит Бек, по мнению многих пациентов , ее книги по когнитивной психотерапии легче читаются не специалистом и нагляднее иллюстрируют основные положения.