Потребительский спрос в России находится на низшей точке. Как рассказал первый вице-премьер Андрей Белоусов, во втором и третьем квартале объем покупок сокращался почти на 10%. Сейчас негативной динамики не наблюдается, но, по словам чиновника, «мы можем задержаться на плато». “Ъ FM” поговорил с компаниями из сферы услуг о том, как они переживали спад спроса со стороны потребителей. И какие у них ожидания? Их мнения — в материале Ивана Якунина.
Падение реальных доходов из-за скачка инфляции — так Андрей Белоусов сформулировал причину, по которой потребительская активность оказалась в низшей точке. По его мнению, сейчас — пик спада, хуже уже не будет. Вопрос только в том, как долго этот пик продлится.
Учредитель химчистки-прачечной «Акварели» Тамара Нехорошева описывает нынешнюю ситуацию так: «Спад начался с марта. В июле и в августе мы провалились на 30 % по сравнению с 2021 годом. Может быть, все уехали. Когда клиенты приходят, они удивляются, почему такие цены. Мы подняли стоимость всего на 5-10%, но спрос упал, народу мало.
Бытовые услуги — это последнее в списке приоритетов, которые определяют для себя граждане, когда планируют домашний бюджет. Сейчас сложно спрогнозировать — месяц прошел, мы посмотрели затраты, спланировали следующие 30 дней и так далее. А вот далеко вперед, как мы делали это раньше, например, на квартал, на год сейчас, к сожалению, не запланируешь».
Поведение потребителей вполне предсказуемо: Центробанк прогнозирует инфляцию на конец года в пределах 15%. Минэкономразвития считает, что реальные располагаемые доходы населения упадут на 7%, несмотря на то, что президент РФ Владимир Путин требовал добиться их двухпроцентного роста. Это, впрочем, было еще до начала боевых действий на территории Украины.
Тогда почти сразу, по данным компании First Data, россияне покупали стиральные машины и мясные консервы, а отказались от всего, что связано с уходом за собой: косметики, парфюмерии. Основатель сети барбершопов TOP GUN Алексей Локонцев заметил, что сейчас все иначе: «Незначительный провал был, просто люди, наверное, не понимали что делать. Через месяц все стало выравниваться. И недавно у нас человек, покупающий франшизу, спросил, а сколько у вас средний оборот по Москве? На 13 августа он составлял 1,28 млн руб., хотя в декабре 2021 года этот показатель не превышал 1,1 млн руб. Получается, что люди стали позволять себе больше — это хороший знак».
Андрей Белоусов тоже настроен оптимистично, поэтому прогнозирует рост потребления, ссылаясь на расчеты Минэкономразвития. Пик или уже пройден, или скоро будет пройден.
Гендиректор сети фитнес-клубов World Class Николай Прянишников с ним не согласен. Его бизнес потерь пока не заметил, но ждет их к осени: «Мы пережили тяжелые пандемические времена, вот тогда нам было очень сложно. Сейчас все клубы работают без ограничений. Если раньше многие проводили лето за границей, то сейчас наши клиенты больше времени находятся в городе. Они посещают залы, бассейны, хотят быть здоровыми, снимать стресс. На мой взгляд, все достаточно стабильно.
Однако нас беспокоит возможный рост уровня безработицы к осени, поэтому мы ведем переговоры, например, с арендодателями о скидках, которые нам помогут спокойно завершить 2022 год».
Глава Минэкономразвития Максим Решетников действительно предупреждал, что безработица начнет расти осенью, потому что ушедшие из России компании закрыли офисы не сразу — им требовалось время. Министр труда Антон Котяков уже поделился прогнозом: по его мнению, безработица в 2022 году будет на уровне 2021-го. Правда, непонятно, какую точку отсчета брать: в январе 2021-го показатель был почти 6%, а в декабре — чуть больше 4%.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".
Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru