В кризис все зарабатывают как могут. Вот и ООО «ЖКС № 1» Выборгского района, кажется, нашел оригинальный способ залатать дыры в бюджете (выручка компании, по данным портала Rusprofile, начала сильно падать в 2021 году). Организация начала через приставов списывать с жителей долги, которые те давно погасили самостоятельно.
Автор статьи сам стал героем этой неприятной истории и прошел все круги бюрократического ада, чтобы восстановить справедливость.
Есть у меня в Доме специалистов (сталинке прямо у вестибюля метро «Лесная») комната в одной из последних не расселенных коммуналок. Постоянно я в ней не проживаю, предпочитая отдельную квартиру в каменных джунглях на отшибе. В общем, наведываюсь туда нечасто, особенно если сдаю эту жилплощадь арендаторам. Поэтому, честно признаюсь, несколько раз я все же затягивал с оплатой ЖКУ. Однако потом всегда гасил коммуналку в полном объеме.
Одна из таких просрочек пришлась на зиму 2020–2021 годов, когда накапало аж 8700 рублей. Задолженность я погасил в конце февраля или начале марта и благополучно позабыл о ней.
Спустя полтора года, незадолго до того, как стать автором «МК в Питере», я в качестве независимого журналиста уезжал подработать на Север. Эсэмэска об аресте денежных средств на банковских счетах догнала меня на одном из карельских полустанков. При этом с карты Сбера в счет уплаты несуществующего долга списали 3500 рублей, а на пустой карте «Альфа-Банка» числился арест на 8700 (общая сумма-то выходит 12 200!) Первая реакция — удивление. Но в дороге, понятное дело, такую проблему решить не получится. Приехав в Мурманск, я обратился со своей бедой к знакомому юристу, который в течение минуты нашел исполнительное производство в базе на сайте Федеральной службы судебных приставов. Каково было мое удивление, когда на мониторе компьютера высветился долг, который я погасил полтора года назад.
По Сиреневым бульварам
Удаленно получить ответы на свои вопросы о «воскрешении» долга и аресте счета не вышло. Как оказалось, разбираться в ситуации необходимо исключительно лично, обратившись в районный отдел ФССП на Сиреневом бульваре в Петербурге. Так что решение проблемы пришлось отложить на месяц и пользоваться все это время наличкой.
Вернувшись с северов, я ознакомился с приемными часами нужного мне пристава и отправился на прием. Мне повезло — живая очередь в сам отдел была короткой (коллеги рассказывали, что в ней можно простоять минут 20 и больше), а у кабинета ожидали приема два человека.
Выслушав меня, судебный пристав сообщил, что теперь мне нужно обратиться в управляющую компанию за справкой об отсутствии долга — только на основании этого документа меня уберут из базы неплательщиков.
Офис моего ЖКС находится на Лесном проспекте, 37. Так что тащиться пришлось через полгорода. Приехав к нужному дому, я не сразу нашел вход в помещения Жилкомсервиса и решил уточнить адрес у прохожего, который, услышав словосочетание «управляющая компания», интеллигентно выругался. Разговорились. Оказалось, что я такой не один. Мужчина на днях обращался в ЖКС с аналогичной проблемой. По его словам, давно погашенные долги также пытались взыскать и с других жителей нашего квартала.
«Они вас пошлют в бухгалтерию, а она на Большом Сампсониевском, 70. Там принимают только по одному часу в день и в порядке очереди. Я свой долг оспорил, но нервы мне потрепали знатно», — рассказал прохожий.
После этих слов я догадался, что мои бюрократические приключения, которыми запросто мог бы вдохновиться Франц Кафка, только начинаются. Однако я все равно решил попытать удачу и зайти в офис ЖКС. Где меня, разумеется, послали. К счастью, недалеко. До бухгалтерии, куда отправили меня, идти было пять минут. Однако принимают в ней в зависимости от дня недели либо с 16:00 до 17:00, либо с 10:00 до 11:00. На часах было уже 17:15. Я в любом случае опоздал.
Милый мой бухгалтер
Прийти в бухгалтерию получилось только через несколько дней. Очередей, которыми меня пугал недавний собеседник, к счастью, не было, а сотрудница была ко мне максимально доброжелательна. Из нашего с ней диалога я понял, что являюсь далеко не первым, кто за последнее время обратился с проблемой несуществующего долга.
«Хотела бы вам помочь, но наши справки приставы перестали принимать буквально на днях. Вам нужно ехать в другое отделение — на Луначарского, 5. Они сегодня принимают до 12:00. Если автобус в пробку не встанет, успеете с запасом приехать. Сообщите ваши данные, я отправлю им всю информацию, и вам подготовят документ», — сообщила сотрудница.
Полчаса на автобусе через половину города, еще минут десять пешком (не сориентировался по карте и вышел из транспорта, не доехав одну остановку) — и я оказался в другом офисе ЖКС, где встал в конец короткой очереди. Как пояснили другие посетители, была длинная, да почти рассосалась. Так что спустя некоторое время я на удивление быстро получил заветную справку.
Пора нести документ приставам. Прогулявшись 3 километра пешком до Сиреневого бульвара, 9 (это еще минут 30), я оказался у входа в уже знакомый отдел. Закрыто! Охранник пояснил — не приемный день. Однако дежурный пристав бумагу принял, пообещав передать кому следует. Я очень надеялся, что документ, добытый с такими временными затратами, не затеряется в коридорах и кабинетах отдела ФССП. Однако дни текли один за другим, а от приставов — ни ответа ни привета. Согласно их сайту, я продолжал числиться неплательщиком.
Лишь спустя полторы недели после похода в отдел я получил извещение о том, что взыскание отменили. Попутно выяснилось, что мне повезло: как мне сообщили, справки все же лучше отдавать приставу лично, а не через дежурных. Если бы документ затерялся, это была бы исключительно моя проблема и мне пришлось бы вновь идти за бумажкой в бухгалтерию ЖКС.
Между тем, несмотря на отмену взыскания, деньги, снятые с моей карты, мне так и не вернули. Как объяснили в банке, для возврата средств нужно снова собирать документы. Услужливый интернет сообщил, что, возможно, понадобится даже обращение в мировой суд.
Интересно, в общем, получается. Списав деньги, человека могут просто поставить перед фактом, а если взыскание ошибочное, то именно ему придется собирать документы, а не учреждению или органу, допустившему ошибку. Получается, что российское законодательство в данном вопросе стоит на стороне жилищников, приставов и банков, оставляя граждан один на один разбираться со всей волокитой? Выходит, даже разбираться никто не будет, на какой стадии была совершена ошибка?
К слову, из-за этой ситуации у меня возникли трудности с оплатой кредита. Как мне объяснили в банке, совершить ежемесячный платеж я смогу только бумажными деньгами в офисе — внесенные на счет деньги сразу уйдут приставам (конечно, в рамках арестованной суммы).
Сама история послужила мне хорошим уроком: платить надо вовремя. Так что не затягивайте с оплатой услуг ЖКХ!
Порадовало и другое: то, что на одном из счетов не было денег. А вдруг несуществующий долг в полном размере списали бы сразу с двух счетов в разных банках? Из моего кармана утекло бы 17 400 рублей? Кстати, читая законы, я выяснил, что массовые бомбардировки по всем банкам сразу незаконны. В частности, как разъяснял адвокат юридического агентства «Консультант» Дмитрий Михалевич, пристав сначала должен отправить запросы в банки, чтобы, получив ответы, узнать, на каких счетах какие суммы есть. Только после этого он должен делать запрос и писать постановление, указывая один счет и одну сумму. Получается, в моем случае, если со Сбера списали 3500 рублей, на счет в «Альфа-Банке» должны были наложить арест на 5200 рублей, а не на 8700?
Попутно я узнал, что перед тем, как принудительно взыскивать долг, пристав должен письменно сообщить должнику о начале исполнительного производства, дав пять дней на добровольное погашение задолженности, — это прописано в статье 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» и статье 165.1 ГК РФ. Дальше еще интереснее. В законодательных актах сообщается, что счетчик включается, когда должник получил постановление. А направить его пристав должен заказной почтой с уведомлением о вручении. Правда, есть одно «но» — если должник письмо не забрал (ну мало ли, решил оградить себя от плохих новостей), через 30 дней оно вернется приставу и будет считаться врученным.
Где искать хвосты?
Руководитель регионального отделения федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Владислав Воронков считает, что найти виновника в сложившейся ситуации непросто. Причин может быть несколько.
«Перед тем как начать исполнительное производство, пристав не обязан проверять, расплатился ли должник самостоятельно. Однако управляющая компания, согласно правилам, должна была прислать в ФССП уведомление. Но так бывает не всегда. Если пристава не проинформируют — управляющая компания за это ответственности нести не будет. Бывает и так, что в отдел приходит новый пристав, который начинает разбирать скопившиеся дела. И вот информация о том, что долг есть, — нашлась, а данные о том, что он уже погашен, — затерялись. Приставов постоянно подгоняют взыскивать долги, потому что ресурсоснабжающие организации недополучают деньги — сумма всех долгов за ЖКХ в стране равна 3 трлн рублей. Еще одной причиной может быть то, что некоторые управляющие компании отправляют информацию о задолженности в автоматическом режиме, поэтому даже сотрудники ЖКС могли не знать о долге», — рассуждает эксперт.
Я, конечно, рад, что в итоге не значусь неплательщиком в базе судебных приставов, но то, что я по чьей-то ошибке потерял деньги, да еще и находясь в другом регионе, — чрезвычайно обидно. Как и то, что их возвращение — не задача сотрудников службы, по чьему запросу они были сняты, а исключительно моя проблема.
Автор: Никита Нестеров