Найти тему

Пять историй от предпринимателей, которые нашли замену заблокированным в России соцсетям

Оглавление

В марте digital-рынок пережил блокировку социальных сетей Facebook* и Instagram*. В результате уже в марте российская аудитория Instagram снизилась на 16%, а Facebook* — на 40%. Также российским брендам больше недоступна таргетированная реклама в этих соцсетях, так как зачисление денег в рекламные кабинеты приравнивается к финансированию экстремистской организации.

Ретейл, блогеров и digital-маркетологов объединила общая проблема: нужно искать новые точки контакта с клиентами в подзабытых «ВКонтакте» и «Одноклассниках», а также на Яндекс Дзене и более неочевидных новых площадках. Предприниматели, SMM-специалисты и блогеры рассказали редакции «Чека», как прошёл переезд, что они потеряли, какие преимущества нашли на новых площадках и чего им не хватает.

Ирина Вольвач, хозяйка семейной мастерской Irina Volvach Art Ceramics

Ирина Вольвач,
хозяйка семейной мастерской Irina Volvach Art Ceramics
Ирина Вольвач, хозяйка семейной мастерской Irina Volvach Art Ceramics

«До блокировок основной площадкой продвижения мастерской был блог в Instagram*. В него мы вкладывали все силы, время и средства. У нас малый бизнес — продвигаться эффективно мы можем только на одной площадке, на остальные просто нет средств. Instagram* был оптимален: акцент на красивую картинку, а они есть у нас, и возможности таргетированной рекламы Facebook*, которые мы освоили и успешно использовали. Не считаю, что совершили ошибку, положившись на этот сервис. Своё он отработал на 100%.

Значимая часть наших заказчиков — это женщины в возрасте 45+. Для нас было очевидно, что они не станут разбираться с VPN, а просто перейдут на другие ресурсы. Так и произошло. Активными в Instagram* остались примерно 10% наших подписчиков. Пришлось искать альтернативы, перебирать сервисы, которые есть в смартфоне у большинства пользователей.

Сейчас делаем основную ставку на Telegram. На «ВКонтакте», Яндекс Дзене, Pinterest и «Ярмарке мастеров» у нас тоже есть страницы, но мы развиваем их не так активно. Чтобы перевести людей из Instagram* в Telegram, мы делали анонсы в постах и сторис, давали ссылки на новую площадку. Я верю, что мы дотянулись до всех, до кого могли. Тем не менее перешли в Telegram примерно 10%. Это, конечно, боль и разочарование, но я успокаиваю себя тем, что это люди, которым действительно важно и интересно моё творчество.

Одновременно преимущество и недостаток Telegram — это отсутствие алгоритмической ленты. С одной стороны, рано или поздно каждый подписчик канала прочитает ваше сообщение. С другой — система больше никому вас не порекомендует. Ждём, когда Telegram снизит порог входа для брендов и даст возможность запускать рекламу».

Сергей Чиннов, основатель и коммерческий директор студии веб-разработки и интернет-маркетинга «Брендпорт»

Сергей Чиннов,
основатель и коммерческий директор студии веб-разработки и интернет-маркетинга «Брендпорт»
Сергей Чиннов, основатель и коммерческий директор студии веб-разработки и интернет-маркетинга «Брендпорт»

«Очевидно, что качественного аналога Instagram* у нас пока нет. Когда я решал, куда перевозить свои экспертные проекты про веб-разработку и интернет-маркетинг, перед глазами были два пути — Telegram или „ВКонтакте“. Telegram подходит для действительно полезного контента, который поможет удержать аудиторию и избежать попадания в папку „Архив“. VK подходит далеко не всем нишам, а аудитория идёт туда очень неохотно. Я решил протестировать оба варианта и понаблюдать. Как итог, в случае с моими проектами „ВКонтакте“ себя не оправдал, а в Telegram перешла часть аудитории, самая заинтересованная и лояльная.

Даже на примере крупных инфлюенсеров мы видим, что процент аудитории, которая готова переходить в другую социальную сеть, колеблется от 3 до 10%. В моём случае по одному проекту в Telegram «переехало» 5% от всей аудитории, а по другому — целых 20%. Чтобы позвать аудиторию на другие площадки, мы делали обычные анонсы с объяснением зачем и почему. Также в других социальных сетях мы создавали уникальный контент, которого не было в Instagram*, — это побуждало людей лишний раз переходить по ссылке и в конце концов подписываться.

Telegram-общение с подписчиками стало как будто более личным, канал стал клубом единомышленников. Это очень сближает и настраивает людей на дальнейшее тесное взаимодействие с брендом. Конечно, не хватает таргетированной рекламы и возможности доносить в удобной форме визуальный контент в том объёме, в котором мы привыкли это делать в Instagram*. Так как Telegram — это в первую очередь мессенджер, то формат не очень подходит под магазины, общепит. Как таковую «витрину» на этой платформе показать либо вовсе не удаётся, либо получается, но с большим трудом».

Виктория Коваленко, руководитель направления PR отдела маркетинга сети апартов и отелей Sokroma

Виктория Коваленко,
руководитель направления PR отдела маркетинга сети апартов и отелей Sokroma
Виктория Коваленко, руководитель направления PR отдела маркетинга сети апартов и отелей Sokroma

«В Instagram* и VK аккаунты Sokroma появились в 2018 году, профиль в TikTok мы создали в 2021 году. За это время с помощью таргета, рекламы у блогеров и бесплатных методов продвижения мы добились отличных результатов: в марте 2022 года количество подписчиков в Instagram* было около 30 000, в VK — 13 000, в TikTok — 18 000. Мы делали акцент на развитии аккаунта в Instagram* и большую часть денег вкладывали именно туда.

В марте Instagram* стал запрещённой соцсетью, в TikTok ограничили возможность добавления новых видео. Мы поняли, что делать акцент на развитии одной площадки было провальной стратегией. После введения ограничений мы завели Telegram-канал и активнее занялись развитием страницы во «ВКонтакте».

Для привлечения новой аудитории стали запускать конкурсы совместно с другими компаниями. Чтобы участвовать, нужно было подписаться на нашу группу в VK, группу партнёров, сделать репост записи и поставить лайк. Победителям дарили ночь проживания в объектах сети, которая стоила примерно 3 000−5 000 ₽. По итогам конкурса в нашу группу приходило по 200−300 новых пользователей, и после подведения итогов 95% аудитории оставалось. В среднем с такой рекламы каждый новый подписчик стоил нам по 10−15 рублей.

У новых для нас площадок есть как похожие форматы и преимущества, так и особенности, которые нужно учитывать в создании контента. Во «ВКонтакте», например, есть возможность создавать клипы, которые продвигаются по тем же алгоритмам, что Reels и TikTok. Это отличный способ для бесплатного продвижения, но нужно время, чтобы видео начали «залетать».

В Telegram-канале мы сделали акцент на обзоре наших объектов и полезной информации для туристов. За два месяца на нас подписалось около 1 000 пользователей — в основном это аудитория из Instagram, но после рекламы на канале у блогера с аудиторией 100 000 человек, число подписчиков возросло до 5 400. Также у нас продолжается прирост подписчиков в TikTok — старые видео попадают в ленту рекомендаций. Так, у одного из последних видео уже больше 2 млн просмотров.

Вывод, который мы сделали из этой ситуации: не стоит делать акцент только на одной площадке. Лучше равномерно распределять силы и бюджет, развивать все социальные сети, которые использует ваша целевая аудитория».

Владимир Плотников, руководитель команды PR хостинг-провайдера и регистратора доменных имён REG.RU

Владимир Плотников,
руководитель команды PR хостинг-провайдера и регистратора доменных имён REG.RU
Владимир Плотников, руководитель команды PR хостинг-провайдера и регистратора доменных имён REG.RU

«REG.RU присутствует на всех традиционных площадках: VK, Facebook*, Twitter, Instagram*, TikTok, Яндекс Дзен. Для нас соцсети — очень важный канал, из них ежемесячно о нашей компании узнают 5% новых пользователей.

Блокировка, конечно, повлияла на наше присутствие в соцсетях. Органические охваты в Instagram* упали на 50% процентов, в Facebook* и Twitter показатели практически не изменились. А вот о платном продвижении и большом охвате пришлось забыть так же, как и о трафике с последующими транзакциями.

Для нас вопрос о переезде не стоял, потому что в VK, Яндекс Дзене и Telegram мы вели активность и раньше. Мы продолжили выпускать контент и работать с аудиторией там, где это возможно. Сейчас VK, Яндекс Дзен и Telegram стали основными площадками, на которых мы получаем охваты.

У VK замечательные таргетинги по ключам, интересам и вообще масса возможностей для самой тонкой сегментации аудитории. Яндекс Дзен даёт хорошую органику, если удаётся попасть в ленту рекомендаций. Плюс эти площадки до сих пор генерируют хороший десктопный трафик, а именно он в нашем случае самый конверсионный. Что касается ограничений, у VK усложнилась модерация объявлений: стала дольше, нельзя использовать эмодзи, а также к изображениям появились лишние требования, на мой взгляд.

Мы всегда ищем способы расширяться, поэтому внимательно следим как за новыми возможностями текущих социальных сетей, так и за новыми площадками. Например, недавно в сети появилась информация, что «Сбер» разрабатывает свой аналог TikTok. Интересно посмотреть, как это будет выглядеть».

Наталья Нагорнова, директор по маркетингу и PR в холдинге Владимира Турова (юридические услуги для предпринимателей, школа бизнеса и инвестиций)

Наталья Нагорнова,
директор по маркетингу и PR в холдинге Владимира Турова (юридические услуги для предпринимателей, школа бизнеса и инвестиций)
Наталья Нагорнова, директор по маркетингу и PR в холдинге Владимира Турова (юридические услуги для предпринимателей, школа бизнеса и инвестиций)

«Наш холдинг использует все возможные соцсети. Стоит только появиться новинке на российском рынке, как мы сразу же туда заходим. Когда TikTok только-только начал набирать популярность в России, мы и туда зашли. В нашей серьёзной юридической компании кто-то крутил у виска и говорил: „TikTok для подростков, и там точно нет главбухов, собственников бизнеса и гендиректоров“. Но мы рискнули. Удивились, когда под роликами с анализом налогового законодательства мы обнаружили комментарии представителей нашей целевой аудитории. Ролики начали набирать миллионные просмотры, а спустя два месяца после запуска канала к нам начали приходить первые клиенты.

Блокировки нас немного расстроили, поскольку мы потеряли дополнительные рекламные возможности, которые обеспечивали стабильный поток клиентов. Как только начались разговоры о возможных блокировках, мы начали готовиться: выкладывать посты и сторис со ссылками на наши «неэкстремистские» соцсети. Сделали серию email-рассылок с нашими всеми актуальными площадками на случай блокировки. На момент блокировки Facebook* и Instagram* у нас уже был создан запасной аэродром из Яндекса Дзена, «Одноклассников», «ВКонтакте», Telegram, Rutube. Однако самая успешная наша площадка по подписчикам, активности и приведённым клиентам — это YouTube.

После блокировки в привычных соцсетях комментариев и просмотров стало в три раза меньше, количество подписчиков замерло на последней «доблокировочной» отметке, а количество заявок снизилось в 5 раз. Тем не менее мы продолжаем постить в заблокированных соцсетях, несмотря на упавшую активность. Также мы начали осваивать новые площадки: российскую социальную ленту новостей «ЯRUS», а также Yappy, аналог TikTok от «Газпром-медиа».

Сейчас мы по-прежнему верим в YouTube, хотя Google ввёл запрет на рекламу и получать клиентов с этого источника стало значительно сложнее. Мы сделали ставку на коллаборации и более качественный контент (интервью, передачи, прямые эфиры, а не просто ролики с одной говорящей головой). Если и эту площадку постигнет участь «экстремиста», будем ещё более активно раскачивать канал на Яндекс Дзене.

Также хороший результат показал TenChat: публикуем полезный контент, заводим деловые связи, клиенты обращаются к нам за услугами в личных сообщениях.

«Одноклассники» больше для регионов, но чем примечательна эта соцсеть, так это недорогой стоимостью лида. Например, с 629 ₽, потраченных на рекламу на подписку в сообщество, мы получили 37 подписчиков. Стоимость подписчика — 17 рублей.

«ВКонтакте» — чуть более дорогая история, но тем не менее тут сидит большая часть нашей аудитории из Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области. По соцсетям «ЯRUS» и Yappy пока никаких результатов не получили, продолжаем их штурмовать и наблюдать».

До блокировок многие бренды и маркетологи были сконцентрированы на одном канале. Потеря привычных инструментов стала для всех шоком и большой проблемой. Главный вывод из произошедшего — не нужно складывать все яйца в одну корзину.

Кризис — это время не только потрясений, но и возможностей. Блокировки замотивировали бизнес и маркетинг искать новые каналы и точки соприкосновения с аудиторией: Telegram, «ВКонтакте», Яндекс Дзен. Несмотря на большие количественные потери, самые лояльные подписчики перешли вместе с брендами и блогерами на новые площадки. Некоторые успехи показывают даже новые соцсети, например TenChat.

* Компания Meta, которой принадлежат Instagram и Facebook, признана в России экстремистской.