Найти тему

"Раскопки" Джона Престона: чисто британская книга и ее экранизация

Приветствую всех!

Сегодня поделюсь впечатлениями от недавно прочитанной книги и ее экранизации.

Роман "Раскопки" английского писателя Джона Престона относят к жанру исторического любовного романа.

Сразу оговорюсь, что исторического в нем гораздо больше. Любовь же присутствует только тонким намеком, хотя это не делает его ни хуже, ни лучше.

О таких книгах говорят, что это просто хорошая, качественная проза. В романе нет каких-то головокружительных событий, неожиданных поворотов, ярких взаимоотношений между героями. Кто-то, может быть, назовет его скучным. Но я назову его тихим, спокойным и наполненным светлой грустью.

Действие в романе разворачивается в местечке Саттон-Ху, Саффолк, Англия накануне Второй мировой войны. И это накладывает на все повествование свой отпечаток - на протяжении всей книги явно ощущается приближение тяжелых событий, в воздухе, что называется пахнет грозой - военной грозой.

Мир еще не успел оправиться от Великой войны (так называют на западе Первую мировую), а на носу новая война. Никто ее не хочет, но все понимают, что ее не избежать.

Из-за приближения войны нужно торопиться с археологическими раскопками, которые затевает главная героиня романа - миссис Эдит Претти. Она является землевладелицей и хозяйкой поместья Саттон-Ху. Эдит вдова, поздно родившая сына Роберта. Ее муж, полковник Претти, умер вскоре после его рождения. Эдит очень скучает по мужу.

Именно муж хотел начать раскопки на их земле. Миссис Претти решила осуществить их совместную мечту. Для этого она приглашает раскопщика-самоучку Бэзила Брауна. Объектом раскопок являются большие курганы, в которых Эдит рассчитывает найти какие-либо интересные объекты древнего захоронения, возможно бронзового века.

Бэзил быстро соглашается на эту работу. Начав раскопки, Браун вскоре понимает, что столкнулся с чем-то очень важным, обещающим крупную находку в области археологии. У него есть предчувствие того, что перед ним древние англосаксонские курганы, принадлежащие Темным векам, а не эпохе викингов, что было более распространенным и вероятным.

С точки зрения археологии это являлось очень большим открытием. Считалось, что Темные века в истории Британии это откат назад после античного времени. Но судя по находкам, найденным в кургане и относящимся к этой эпохе, можно было сделать вывод о том, что эти века совсем не "темные", а имели свою богатую и интересную культуру.

Вцелом книга посвящена тому, как проводятся настоящие археологические раскопки. Это достаточно трудная, кропотливая работа, требующая большого терпения, усидчивости, аккуратности и любви к своему делу. Большинство дней археологов наполнены однообразными работами, никакой романтики и захватывающих приключений, присутствующих в голливудских фильмах. Одним словом, рутина. Но среди этой рутины иногда случаются великие открытия. Это главная идея книги.

В романе можно выделить три линии, связанные с тремя главными героями, ведущими повествование.

Первая линия принадлежит миссис Эдит Претти. Она владелица поместья, земли, на которой ведутся раскопки по ее же инициативе, заинтересованное лицо. Но читатель видит в ней прежде всего женщину, в душе которой живет глубокая печаль. Эдит тоскует по мужу, переживает за сына, который растет без общения с другими детьми и которого окружающие часто принимают за ее внука. Конечно, у нее есть из-за чего переживать. Что будет с ее ребенком? Ведь она не очень молода, нездорова, а впереди их всех ждут нелегкие времена. К тому же, Эдит считает себя недостаточно хорошей матерью. Она бывает излишне суха и резка с Робертом, из-за чего переживает, но менять что-то не в силах. Ее явно волнует, есть ли что-то после смерти. Она даже пытается установить контакт с умершим мужем через экстрасенса. К тому же собственная болезнь Эдит, возможно, усугубляет ее страх перед смертью и тем, что за ее пределами...

Вторая линия связана с Бэзилом Брауном. Именно он раскопал курганы и совершил главное открытие. Но из-за того, что он самоучка без образования, археологи-профессионалы относятся к нему с некоторым пренебрежением и в итоге отодвигают его в сторону, беря все руководство раскопками в свои руки и пытаясь умалить его заслуги. Бэзилу это, естественно, не нравится, но он воспринимает всю ситуацию достаточно спокойно, философски глядя на вещи. Он смог переступить через гордость и продолжить работу под руководством Чарльза Филлипса, прибывшего на место раскопок. Ведь главное это не то, кто будет руководить раскопками, а сама работа и археологические открытия, имеющие большое национальное значение для науки и Британии.

Третья линия - линия Пегги Пиггот - женщины-археолога, которая появляется во второй половине романа. Пигготы - молодожены. Пегги бывшая студентка своего мужа - Стюарта Пиггота. Казалось бы, у пары медовый месяц, какие могут быть раскопки, куда Стюарта срочно вызывает Чарльз Филлипс? Но неожиданно именно Пегги решает дать согласие на эту работу и едет с мужем в Саттон-Ху.

Вскоре возникает ощущение, что не все гладко в отношениях Пигготов, которые скорее напоминают хороших друзей и коллег-археологов, чем молодоженов.

Примерно в то же время, что и Пигготы, на раскопки приезжает племянник миссис Претти - фотограф Рори Ломакс. Судьбы героев пересекаются и все могло бы быть иначе, но война вносит свои коррективы.

Интересный факт:

Джон Престон в течение многих лет был главным телевизионным критиком газеты The Sunday Telegraph. Он является племянником одного из раскопщиков Саттон-Ху, миссис Пегги Пигготт (жены Стюарта Пигготта, впоследствии эдинбургского профессора археологии), урожденной Сесили Маргарет Престон (1912-1994). По словам самого Престона он узнал об истории, связанной с раскопками, только около 2004 года, а не от своей тети, миссис Пигготт.

Пора переходить к экранизации. И тут стоит сказать о том, о чем я не сказала в самом начале. Эти раскопки действительно проводились в том самом месте, которое описано в книге. И большинство героев - реально жившие люди. Поэтому некоторые думают, что фильм основан на этих самых событиях. Но нет. Все-таки фильм - это именно экранизация книги. А книга имеет расхождения с реальными раскопками в Саттон-Ху. Т.е., книга - это художественное произведение, с большой долей литературного вымысла, в основу которой положены реальные события.

Так что же фильм?

Это довольно свежая экранизация 2021 года производства Netflix. Фильм пронизан атмосферой довоенной сельской Англии, он хорош своим актерским составом:

В роли Эдит Претти - Кэри Маллиган, Бэзила Брауна -Рэйф Файнс, Пегги Пиггот - Лили Джеймс.

Фильм хорош сам по себе. Он сохраняет общее настроение книги и тему раскопок. А вот что касается характеров главных персонажей, каких-то деталей и сюжетных линий, то тут есть расхождения с книгой.

Миссис Претти в книге около пятидесяти лет и изначально ее должна была играть по некоторым сведениям Николь Кидман. Но в итоге роль досталась Кэри Маллиган, которой нет еще и сорока. В фильме Эдит получилась гораздо более молодой, живой и эмоциональной, чем в книге. Молодость и привлекательность героини заставляют зрителя сочувствовать ей и сопереживать сильнее, чем книжной миссис Претти. В фильме Эдит еще и замечательная мать, ласковая и любящая, чего не наблюдается в романе.

Мистер Браун в исполнении великолепного Рэйфа Файнса тоже не так прост, как в романе. Начнем с того, что в фильме он не сразу соглашается взяться за раскопки по причине того, что его не устраивает оплата, которую ему предлагает Эдит. В книге же он быстро дает согласие, услышав сумму, названную миссис Претти. И в некоторых других эпизодах он, что называется, показывает свой непростой характер, чего не было в книге.

А вот внешне, мне кажется, образ, созданный Файнсом, попал в точку. Удивительно, как подходит фамилия Браун этому герою. "Коричневый" он и в книге, и в фильме. Таким его сделала работа на открытом воздухе - загорелым, огрубевшим. Он словно сам вышел из той земли, в которой так любит копаться. Одевается он тоже соответственно. Только глаза у него серые. А за внешней суровостью скрывается интересная личность, умный, начитанный человек, изучавший языки, астрономию и другие науки.

У Бэзила есть жена, Мэй. В книге она мне не очень понравилась. С одной стороны ее можно понять, она справедливо полагала, что именно ее муж совершил важное археологическое открытие, а все лавры достанутся другим, поэтому она настаивала на том, чтобы муж не позволил этому случиться, чтобы что-то предпринял. Она сама пыталась как-то повлиять на ситуацию, но то, как она это делала, не вызывает к ней симпатии.

В фильме же Мэй поначалу похожа на книжный образ, но потом она раскрывается с гораздо более привлекательной стороны и предстает перед нами простой и любящей женщиной с добрым сердцем, понимающей своего мужа и поддерживающей его в непростой момент.

Что касается Пегги, то тут, пожалуй самые большие расхождения с книжной героиней. И я имею в виду не внешность и возраст, тут все более менее похоже, хотя, читая, я представляла ее все-таки более взрослой, а в фильме она выглядит как вчерашняя студентка. Речь идет о ее взаимоотношениях с мужем и Рори Ломаксом. Но эти расхождения придали фильму большей эмоциональности и драматизма в сравнении с романом. История Пегги вносит в сюжет фильма любовную линию.

В целом, можно сказать следующее: в книге многие моменты, касаемые личной жизни героев, их переживаний даны лишь намеком. Читатель только догадывается о них. В фильме же эти намеченные пунктиром линии, четко прорисованы и обозначены. Словно старая полустертая фотография с размытым изображением вдруг оживает на наших глазах и то, о чем мы только догадывались, читая роман, в фильме действительно происходит, хотя порой и идет вразрез с задумкой автора.

Меня никак не разочаровали все эти расхождения с книгой. Единственное, к чему я могу придраться, так это к тому, что сын Эдит, Роберт, в фильме уж слишком увлечен играми на космическую тематику, что не слишком характерно для английского мальчика, чье детство пришлось на 30-е гг 20-го века. В книге он все-таки играл в индейцев. Но учитывая, какие вещи мы сейчас нередко лицезреем в современном западном кинематографе, можно сказать, что это просто мелочь. Никаких современных перегибов, которые многих так раздражают в нынешних кино и сериалах, тут нет. К тому же мальчик, сыгравший Роберта, он хорошо справился с этой задачей.

В заключение хочется сказать, что я смело могу рекомендовать вам и роман, и фильм. Каждый из них по-своему хорош и интересен. Это прекрасное тихое чтение и кино для того, чтобы перезагрузиться после какого-нибудь навороченного постмодернистского романа, страшного триллера или детектива с множеством головоломок и неожиданных поворотов. С этими книгой и фильмом можно просто хорошо отдохнуть головой и душой в течение нескольких вечеров.

Поначалу вам может показаться, что в них не хватает экшена, событий, но постепенно вы будете погружаться в спокойную размеренную атмосферу Саттон-Ху, где словно сошлись в одной точке прошлое (древние курганы с захоронением и сокровищами), настоящее (сами раскопки и жизнь героев, с ними связанных) и будущее (война, на пороге которой летом 1939 года стояла Англия).

***

Надеюсь, вам понравилась эта статья. Если так, буду признательна за лайк.

Если вы не подписаны на мой канал, то самое время это сделать:)

А я благодарю вас занимание!

Всем хороших книг и отличного настроения!

С вами была ваша Джульетта

#зарубежная литература #современная литература #книгоотзыв #рецензиянакнигу #экранизация #книги #чтение