Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Даки (Румыния–Франция, 1966)

Даки / Dacii / Les Guerriers. Румыния–Франция, 1966. Режиссёр Серджиу Николаеску. Сценарист Титус Попович. Актеры: Амза Пелля, Пьер Брис, Мари-Жозе Нат, Эмиль Ботта, Дьёрдь Ковач, Жорж Маршаль, Джо Бартон, Серджиу Николаеску и др. В СССР – с 16 июня 1969. Повторный прокат в СССР – с 17 августа 1985. В Румынии – 13,1 млн. зрителей. В СССР – 23,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Серджу Николаеску (1930-2013) за свою карьеру поставил три десятка фильмов разных жанров, среди которых были масштабные костюмно-исторические постановки («Даки», «Михай Храбрый» и др.), вестерны («Прерия», «Последний из могикан», «Зверобой», «Приключения на берегах Онтарио»). Но наибольшую любовь советских зрителей этому режиссеру принесла детективная ретросерия о борьбе с преступностью в послевоенной Румынии, начатая со стильного фильма «Чистыми руками».

-3

Римская империя против даков. Пеплум Серджу Николаеску под названием «Даки» был одним самых дорогостоящих кинематографических проектов в Румынии 1960-х и пользовался большим успехов — как у румынских, так и советских зрителей.

-4

Советская кинопресса отнеслась к «Дакам» вполне благосклонно.

Кинокритики Инна Соловьева и Вера Шитова (1927-2002) писали на страницах журнала «Искусство кино» о фильме «Даки» так:

«Существует понятие мировых стандартов. В науке и на производстве это очень уважаемое понятие. Фильм «Даки» отвечает мировым стандартам «большого исторического фильма». Суперколоссс не из самых крупных, но вполне добросовестный. По отношению к положенным в его основу былым событиям едва ли не из самых добросовестных — притом что вообще-то у постановщиков, работающих в этом жанре, даже у самых сведущих, всегда прорывается едва ли не болезненная потребность в отсебятинах-анахронизмах: они с такой же одержимостью втискивают на экран персонажей со школьно-известными именами, как и нарушают всякую хронологическую правдоподобность их появления (допустим, в «Спартаке» откуда ни возьмись — жирный и цинический старик Гай Гракх, в истории погибший молодым и суровым героем гражданских доблестей лет за пятьдесят до восстания фракийца...).

-5

Сержиу Николаеску с фактами и именами вежлив… Фильму присуща мера в постановочном размахе и скромная тщательность во всем — от исторических костюмов до следования канонам жанра. Никакого «соревнования с Вандербильдтихой», соорудившей «Клеопатру», никакого состязания в расходах и блеске приглашенных звезд, но ясное знание, что фильмы такого рода не получаются без известных актеров (и у румын играет Мари-Жозе Нат) и, главное, без накопления «массы»… Картина вся выполнена со знанием дела и чисто. Она не притворяется ничем другим, есть то, что она есть. Не выдает себя за реконструкцию прошлого, не предается философствованиям над истоками национального характера, как не предается и проблемам иным. В ней есть отлично слаженные ударные сцены, опять же не соревнующиеся с бравурной классикой гонки колесниц и морского боя из «Бен-Гура» или другой гонки колесниц из «Падения Римской империи», но знающие их опыт и успех. Так снята сцена засады и разгрома римской конницы в ущелье. Очень хороша особая подлинность — подлинность чистой работы постановщика и спортсменов, работы, чистота которой не запятнана настоящей кровью животных и где самый жестокий, самый ближний план боя всегда сохраняет благородный оттенок своей почти балетной разыгранности. «Даки» принадлежат кинематографу открытой условности. В таком качестве эту картину можно принимать или не принимать» (Соловьева, Шитова, 1967: 116). Соловьева И., Шитова. В. «Даки» // Искусство кино. 1967. № 12. С. 116.

-6

Уже в XXI веке кинокритик Денис Горелов отметил, что, «кажется, Николаеску сделал для своих даже больше, чем де Голль для побитых французов, хотя куда уж больше. Даки молчаливы и мужественны. Они говорят пословицами и ни перед кем не ломают лыжной шапки-«петушка». Они, как митьки, никого не хотят победить, но все время побеждают. … Как и индейская серия, это было кино несказанно красивого жеста» (Горелов, 2019: 155-156). Горелов Д. Игра в пустяки, или «Золото Маккены» и еще 97 советских фильмов иностранного проката. М.: Флюид ФриФлай, 2019. 288 с.

-7

Мнения о «Даках» зрителей XXI века существенно расходятся:

«Шедевр не стареет никогда. Прекрасное кино о жизни и смерти» (Викся).

«Очень посредственное кино… Ложное с точки зрения показа исторического прошлого. Не было никаких свободолюбивых даков и вероломных римлян, а было два хищника — сильный и умный и слабый и наглый (это о даках)» (Эдуард).

Александр Федоров, киновед