Найти тему
Бешеная канарейка

Всему своё время

Есть в Грузии, недалеко от Тбилиси, древний город Мцхета. Когда-то именно он был столицей Иберии (Восточной Грузии). Его история начинается с далёкого V века до нашей эры, и рассказывать её можно долго и интересно. Тем более что известные исторические факты, окутанные многочисленными легендами, приданиями и сказаниями, позволяют это успешно делать. Но большинство из нас знакомо с этим удивительным местом ещё со школьной скамьи. Да, да! Не удивляйтесь! Помните?

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь...

Так начинается знаменитая поэма Михаила Юрьевича Лермонтова "Мцыри", и, судя по описанию, прототипом того самого монастыря стал храм Джвари, построенный в VII веке на горе вблизи Мцхеты. Лермонтов побывал здесь в 1837 году. Говорят, что именно в этих местах он встретил монаха, который поведал историю, описанную в поэме. Правдив его рассказ или нет, нам уже не узнать, но монастырь все ещё существуют, как и реки у подножия горы.

Мне довелось побывать в древней столице Грузии и в храме Джвари, увидеть знаменитое место слияния Арагвы и Куры с высоты «крестовой» горы, и, спустя много лет после первого, не очень удачного, знакомства с «Мцыри», у меня появилось непреодолимое желание перечитать эту бессмертную поэму.

Кажется, это произведение мы изучали в школе в классе шестом или седьмом. Очень хорошо помню, как, выполняя домашнее задание, я целый вечер учила наизусть первую главу этого литературного шедевра. Это был вечер пыток, мучений и испытаний! Слова казались какими-то корявыми, интонационные паузы неуловимыми, а четырёхстопный ямб со своими парными рифмами вместо того, чтобы передавать энергию произведения, его мощь и страсть, вводил меня в состояние ярости и безысходности. Я - то плакала, то истерически смеялась, то бросала учебник, то открывала его вновь, продолжая зубрить ненавистное произведение.

Я, уж, молчу про понимание мною, двенадцатилетней девчонкой, авторской концепции поэмы, её идеи и смысла содержания! Всё это было так далеко от моего мироощущения, так чуждо и непонятно! Каждый раз, повторяя слово за словом, строчку за строчкой, я всё больше и больше ненавидела и «Мцыри», и Лермонтова, и учителя, который подверг меня таким мукам! Хотя, надо отдать должное стараниям и терпению нашей учительницы по литературе, которая добросовестно пыталась объяснить нам и происхождение непонятных слов, и смысл выражений, и всего произведения в целом и вместе с нами прошла этот нелёгкий путь "приобщения к классической художественной литературе".

Но, тем не менее, сегодня, имея достаточный педагогический и жизненный опыт, я не перестаю задаваться вопросом: «Почему, казалось бы, столь благородные порывы ни тогда, ни сейчас не могут возыметь у подростков должного успеха?».

Специалисты в области психологии и социологии чтения, психолингвистики и литературоведения, говорят о том, что объяснения этому следует искать в первую очередь в общих закономерностях восприятия художественного текста. Как установлено, влияние на восприятие текста оказывает как прошлый субъективный опыт личности, так и потребности, мотивы и цели, которые побудили человека обратиться к этому тексту. Ну, какие потребности и мотивы могут побудить подростка добровольно захотеть прочитать поэму «Мцыри», даже не смотря на её известность и гениальность? Сложно сказать!

Вторая причина нелюбви подростков к чтению классической художественной литературы — возрастные особенности.

Профессор кафедры русской и зарубежной литературы Тюменского государственного университета Татьяна Обласова объясняет это так:

«Возрастной эгоцентризм провоцирует сосредоточенность подростков на сюжетно-событийной стороне произведения и определенных темах (любви, самореализации, взаимоотношений и т.д.) в ущерб эстетической составляющей и авторской концепции. Именно они в классическом произведении являются наиболее значимыми. Подросток настроен на отыскивание в тексте исключительно «своего», близкого, знакомого, которое и опознается им как понятное. При этом сам механизм превращения прочитанного в полезный личностный капитал остается непонятным школьнику. Классическая литература не дает образцов для подражания и однозначных рецептов счастья, не предполагает идентификации читателя с положительным героем, дающей, пусть иллюзорное, но психологически комфортное ощущение собственной значимости, такое важное в этом возрасте. И даже сиюминутной пользы в виде эстетического удовольствия от погружения в художественный мир классического произведения подростки испытать не могут».

То есть, нелюбовь подростков к классической литературе естественна и нормальна! Тогда к чему все эти потуги нашего образования? В чём смысл стараний наших учителей, если большинство детей от 10 до 16 лет в принципе не готовы ни к чтению классических литературных произведений, ни к пониманию их идей, и, уж, тем более, к их восприятию и оцениванию в качестве художественного образа мира, созданного многоуважаемыми поэтами и писателями.

Несомненно, литературное образование очень важно и необходимо для формирующейся личности подростка. Безусловно, воспитание человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления – как никогда актуально сегодня в современном обществе. Но мне почему-то вспомнился старейший принцип медицинской этики: «Прежде всего — не навреди». Может, не заставь меня тогда педагог учить наизусть этот злополучный отрывок из, безусловно, прекраснейшего произведения, не потеряла бы я интерес к изучению русской классической литературы на долгие годы?

И какой же вывод, спросите Вы? После поездки в Мцхету, воодушевившись прекрасными видами этого города, горными пейзажами, остатками древнего храма и историей создания поистине величайшего литературного произведения, я с особым забвением и упоением, от начала до конца, на одном дыхании прочитала все 26 глав поэмы «Мцыри». Я наслаждалась! Строки лились из моих уст, словно струи тех самых рек, Куры и Арагвы, вид которых меня так впечатлил. Каждое слово, каждое четверостишие всплывали в моей памяти, но наполненные уже особым смыслом и содержанием. Это было прекрасно! Да, уж, не зря говорят, что всему своё время...

P.S. Не знаю, есть ли сейчас в школьной программе «Мцыри», но очень хотелось бы, чтобы такие произведения оставляли людям для самообразования. Кому, как говорится, будет дано, тот найдёт и прочитает. А кому не дано, так и ни к чему ему все эти страдания. Пустое всё ...