Как показывает наша практика, налоговые органы нередко направляют субъектам предпринимательства (предприятиям и индивидуальным предпринимателям) требования о предоставлении документов и информации, направляет уведомления о необходимости явки налогоплательщика по месту нахождения налогового органа, указывая на необходимость явки именно генерального директора и главного бухгалтера. Основаны ли такие требования на законе?
Истребовать документы налоговый орган вправе только при проведении налоговой проверки (камеральной либо выездной).
О проведении налоговой проверки (ее назначении) налогоплательщик должен быть уведомлен непосредственно после принятия данного решения (налогоплательщику должна быть направлена копия решения о назначении налоговой проверки).
Таким образом, требованию о представлении документов должно предшествовать уведомление налогоплательщика о назначении налоговой проверки, а в случае, если налогоплательщик не уведомлен об этом, то требование налогового органа автоматически является незаконным и необоснованным.
В целях придания видимости законности требованию, должностные лица налоговых органов обычно ссылаются в обоснование запроса на положения статьи 31 Налогового кодекса РФ и не указывают (точнее, не в состоянии указать) иные нормы в обоснование заявленных требований (в связи с отсутствием в законе норм, которыми такие требования можно обосновать). Положения вышеуказанной статьи кодекса носят общий характер, в ней перечислены только общие права налоговых органов и их должностных лиц, которые могут быть реализованы только при условиях и в порядке, которые предусмотрены и установлены иными, специальными нормами действующего законодательства о налогах и сборах (иными словами, говоря упрощенно, НК РФ не состоит только из одной его статьи под номером 31).
Следует отметить, что ФНС России не поддерживает таких противоправных действий своих подчиненных нижестоящих инстанций и их должностных лиц, которые, выдвигая такие требования, нередко действуют произвольно. Позиция ФНС России по данному вопросу изложена в письме от 2 декабря 2021 года № ЕА-4-15/16838@, и полностью совпадает с позицией авторов настоящей публикации.
Что же касается требований должностных лиц налоговых органов о явке именно генерального директора и главного бухгалтера, то нужно понимать, что вызывают они налогоплательщика, то есть юридическое лицо. Юридическое лицо может быть представлено и своим исполнительным органом (например, генеральным директором), и иным лицом, которое может и не состоять в трудовых отношениях с данным налогоплательщиком и которое может действовать и представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности, выданной его единоличным исполнительным органом (генеральным директором). Налоговый инспектор ни при каких обстоятельствах не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность и в управление предприятием, в том числе давать указания о том, кто именно будет представлять интересы предприятия (если вообще будет представлять и если исполнительный орган предприятия примет решение о явке в налоговый орган) в налоговом органе, такие вопросы относятся к исключительной компетенции исполнительного органа налогоплательщика.