«У общества, по нашему мнению, нет достаточных ресурсов для удовлетворения требований кредиторов. Их экономический мотив не раскрыт», — заявляла представитель конкурсного управляющего «КЗСК-Силикона». Неизвестная до этого НХК «Ресхил» с одним человеком в штате и нулевой выручкой неожиданно вызвалась погасить многомиллиардные долги завода. Участники дела скептически относятся к таким амбициям и полагают, что по неизвестным причинам заявитель затягивает и без того долгий процесс банкротства. Впрочем, наши источники предполагают, что за «Ресхилом» стоят влиятельные персоны и у них будто уже готов бизнес-план по продолжению строительства и запуску экс-актива Евгении Даутовой. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«Их экономический мотив не раскрыт»
Новые страсти кипят вокруг АО «КЗСК-Силикон». Еще 26 июля некое ООО «Нефтехимическая корпорация „Ресхил“» обратилось в Арбитражный суд Татарстана с намерением в полном объеме погасить долги по реестру. Казалось бы, кредиторы должны быть счастливы, что спустя 6 лет банкротного дела получат свои деньги. Но участники дела с подозрением отнеслись к пылу заявителя и подозревают, что у самой компании ничего нет за душой, а долги «КЗСК-Силикона» окажутся для него неподъемными. Ведь речь идет о 5,6 млрд рублей!
Действительно, за громким словом «корпорация» стоит казанское предприятие с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, в нем числится только один сотрудник, говорится в сервисе «Контур.Фокус». Финансовая отчетность в 2021 году имеет нулевые показатели. Фирма с основным видом деятельности «оптовая торговля химическими продуктами» создана в 2013-м, ее владелец — Хусаинова Нурия Ильгизовна, директор — Хусаинов Наиль Ильгизович.
«В последние два года компания не сдает бухгалтерскую отчетность, отсутствует информация о наличии какой-либо деятельности. Все сводится к тому, что у общества, по нашему мнению, нет достаточных ресурсов для удовлетворения требований кредиторов. Их экономический мотив не раскрыт», — заявила в четверг, 11 августа, на заседании в Арбитражном суде РТ представитель конкурсного управляющего Надежда Кирьянова.
«Мы полагаем, что заявление направлено на затягивание процедуры конкурсного производства. По каким мотивам — нам неизвестно. У нас процедура уже долгое время идет, и все кредиторы ждут погашения своих требований и реализации имущества», — продолжила представитель конкурсника. Она обратила внимание, что «Ресхил» также пытался остановить торги по продаже завода, но пока безуспешно. И перешла к сути: попросила у компании финансовое обеспечение во исполнение своего намерения. Например, их вполне устроила бы банковская гарантия.
«Может, вы обращались за кредитом?»
Юрист «Ресхила» Александр Яковлев ответил, что по закону они не должны никому доказывать возможность погасить реестр требований. Мол, компания зарегистрирована в России как юрлицо, своевременно сдает отчетность, находится по указанному адресу и соответствует всем требованиям. Что нужно еще? «В связи с этим у нас возражения по поводу предоставления каких-либо дополнительных материалов. В том числе в части банковской гарантии», — отрезал представитель заявителя.
На заседание явились и представители некоторых кредиторов. Так, АСВ (Спурт банк) не возразило против иска «Ресхила». Но нашлись и недовольные. Представитель другого кредитора — ИП Искандера Нуруллина — тоже возмутилась низкими финансовыми показателями фирмы.
— Вы, конечно, заявляете, что «не должны, не должны», но откуда будут [деньги]? Из каких средств будет погашаться такая сумма задолженности, возникает вопрос. Вы действительно пришли платить денежные средства или просто затягивать процесс? — в лоб спросила юрист.
— А каким образом мы затягиваем процесс? — недоумевал Яковлев.
— Может, вы обращались за кредитом?
Последний вопрос представитель «Ресхила» тоже оставил без ответа. Но обещал, если того потребует суд, предоставить банковскую гарантию. Что касается источника средств, Яковлев лишь отметил, что сейчас не готов раскрыть информацию, и призвал не разбрасываться такими словами, как «неплатежеспособный».
По нашим сведениям, действительно, за небольшой фирмой стоят влиятельные персоны, и у них серьезные намерения — продолжить строительство завода и пустить его в эксплуатацию. Источники говорят, что будто бы уже готов бизнес-план по возвращению к жизни «КЗСК-Силикона», но пока все эти планы держатся в секрете. По фамилии учредителя и директора «Ресхила» прослеживается связь с ООО «Полибиохим», которое на 99% принадлежит ООО «Эн-хим» Икрамака Хусаинова и на 1% — Валерию Самилову, который входит в совет директоров Химзавода им. Карпова.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» дозвонились до Самилова, но он заявил, что не в курсе ситуации. Директор «Ресхила» не ответил на наши телефонные звонки и сообщение в мессенджере. В частности, нас интересовало, почему фирма решила именно выкупить долги предприятия, а не участвовать в объявленных торгах? Напомним, что 1 августа стартовал прием заявок на покупку производственного комплекса «КЗСК-Силикон». Стартовая цена лота составляет всего 642,2 млн рублей, но, если покупателей не найдется, каждые пять дней цена будет снижаться на 15%, минимальная цена продажи составит только 355 млн рублей.
Долги должны погасить до 7 сентября
Кирьянова привела еще один аргумент в свою пользу. Заявитель, по ее словам, намерен погасить только реестр требований. Тем временем у должника есть существенный объем задолженности по текущим обязательствам. Как рассказал «БИЗНЕС Online» конкурсный управляющий Аркадий Черкасов, речь идет о 400 млн рублей. Самая главная задолженность — перед бывшими работниками, в размере 30,8 млн рублей. Они не могут получить свои деньги с 2018 года. Плюс в эту категорию, например, входят охранные предприятия, другие лица, которые на протяжении конкурсного производства несут существенные издержки.
«Полагаем, надо привлечь прокуратуру как орган, который обеспечивает права работников. Отсутствие у должника свободных денежных средств для погашения долгов перед ними может привести к повторному банкротству предприятия», — предрекла представитель конкурсника.
Судья Альбина Маннанова отвергла все ходатайства: и о привлечении прокуратуры, и о том, чтобы обязать «Ресхил» предоставить банковскую гарантию. Иск самого «Ресхила» полностью удовлетворили. Конкурсному управляющему нужно создать специальный банковский счет, а заявитель не позднее 7 сентября должен внести туда 5,6 млрд рублей. Следующее заседание назначено на 20 сентября 2022 года. На нем «Ресхил» должен предоставить доказательства погашения долгов.
В свете вынесенного судом решения теперь непонятно, что будет с торгами по продаже имущества «КЗСК-Силикона», объявленными, как уже говорилось выше, две недели назад. Ранее «Ресхилу» не удалось их остановить, по крайней мере в суде первой инстанции. Параллельно торги пытается заблокировать министерство промышленности России, объясняя свою позицию возможным срывом гособоронзаказа.
«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.