Найти тему

«Единое окно»

2020 год стал переломным для дистанционного образования России. Прежде онлайн-сервисы использовались преимущественно для консультаций, частных уроков или в личных целях. Наиболее успешным в плане организации работы школы с функциями электронного журнала, чата с родителями, организация и проведения онлайн-викторин был проект Дневник.Ру. После введение ограничения на использование данной платформы (по крайней мере, в Мурманской области было именно так) в нашу жизнь пришла АИС «Электронная школа», представляющая из себя электронный журнал, включающий функции переписки с родителями, учениками и возможность размещения индивидуального домашнего задания учащимся. Вероятно, есть учителя, которым понравилось работать в АИС «ЭШ», но для меня это была каторга из-за вечных технических работ. Выставление оценок занимало очень много времени, так как зачастую приходилось долго ждать отклика программы. Работая в Дневник.Ру и являясь классным руководителем, самостоятельно переносила оценки по многим предметам из бумажного журнала в электронный, тратя на данную процедуру максимум 2 часа, в АИШ «ЭШ» мне не хватало времени на свой предмет. Постоянная спешка, желание ответить и на вопросы учеников, и выставить оценки, и разместить домашнее задание не умещались даже в перемену продолжительностью в 20 минут.

Ещё больше сумбура в процесс организации обучения внесло объявление в 2020 году пандемии новой коронавирусной инфекции и перевод обучающихся на дистанционное образование. Это стало кошмаром не только для учителей, но и для родителей. Гораздо проще провести индивидуальный урок, чем организовать работу группы или класса, да ещё и не одного. В каждом образовательном учреждении ввели свою систему организации дистанционного обучения. В одних школах учителя как и прежде приходили на свои рабочие места и проводили уроки онлайн по расписанию школы, в других — организовали ежедневный сбор информации от учителей-предметников, которую классный руководитель систематизировал, внося задания, сроки и ссылки в единую таблицу и размещая её на общем сайте образовательного учреждения. Таким образом, учащиеся могли выполнять задания в почти свободном режиме, только часть уроков проводилась онлайн. Ученикам приходилось использовать разные интернет-ресурсы, систематизировать выполненное задание, фотографировать тетради, контурные карты и пр. и отправлять на адрес электронной почты учителей. Даже у учащихся более старшего возраста без контроля родителей периодически возникали трудности. Разные интернет-источники, разнообразные интернет-платформы, необходимость регистрации на разных сайтах и создания дома для каждого ребёнка отдельного рабочего места, оборудованного компьютером — всё это создавало негативный настрой у учителей, детей и родителей.

В этот период массово использовались наиболее известные платформы: Учи.ру, Foxford, Интернет урок, Zoom, Skype, Microsoft Teams. Мощный толчок в развитии получили ЯКласс, РЭШ, Skysmart. Невозможно отрицать положительное влияние на развитие образовательного процесса активного и массового внедрения использования ЦОРов большинством учителей, ведь массовый наплыв писем с фотографиями тетрадей с домашним заданий детей просто вынудили многих учителей осваивать сервисы по созданию интерактивных заданий с автоматизированной системой проверки. Но только единство требований и единая платформа могли помочь решить организационные проблемы дистанционного обучения.

В конце 2020 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации с 10 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды с целью создания равных условий для получения качественного образования на всей территории России. Важной составляющей ЦОС стала Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа», которая является единым федеральным порталом с доступом к образовательному контенту и сервисам.

Кульминационный момент настанет 1 сентября 2022 года, когда заработает единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам ФГИС «Моя школа» по всей стране. Доступ к «Моей школе» будут иметь и учащиеся и их родители, и педагоги, и другие сотрудники образовательных организаций, органы государственной власти и местного самоуправления, а также поставщики цифрового образовательного контента и сервисов, включая издательства учебной литературы.

Основные подсистемы ФГИС «Моя школа» будут включать в себя:

  • электронные журналы и электронные дневники;
  • библиотеку верифицированного цифрового образовательного контента;
  • персональные и групповые каналы связи пользователей, в том числе в режиме чатов и видео-конференц-связи на базе «Сферума»;
  • возможность проведения самодиагностики, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, международных, всероссийских и региональных олимпиад и конкурсов;
  • трансляцию цифровых образовательных решений, а также мониторинг их применения.

Дополнительные преимущества:

  • Приложение поддерживает авторизацию портала «Госуслуги»;
  • Информационная система имеет специальное приложение для работы через Smart TV.

Решение на первый взгляд хорошее, но возникает несколько вопросов:

1. Что теперь делать с АИС «Электронная школа» или другими платформами, которые использовались регионами в качестве электронного журнала? Будут ли они интегрированы в «Мою школу»?

2. Где найти время на перенос всех ранее созданных материалов в данную систему?

3. Не будет ли зависать сайт системы во время периода активного использования?

Вопросов пока больше чем ответов, но, тем не менее, хочется отметить, что централизованное управление дистанционным образованием и использование единого портала во всех регионах РФ создают прекрасную перспективу успешного и быстрого развития дистанционного образования в стране, предоставляя доступ к образовательным программам всем детям без исключения.