В предыдущей статье мы говорили о структуре экзаменационного сочинения. Там же коснулись вопроса написания вступительной части. Теперь о ней поговорим подробнее.🖋
Вводная (она же вступительная) часть работы не является обязательной в формате написания экзаменационного сочинения. За неё не начисляются баллы.
Понимаю, что на этом интерес к тому, что написано ниже, может исчезнуть. 😁 Но не будем торопиться отказываться от того, что может стать несомненным достоинством вашей работы.
Вступление - это небольшая по объёму часть сочинения. На неё возложена ответственность, если можно так сказать, за создание первого впечатления о работе и её авторе. Хорошее вступление может сразу же выделить сочинение из массы других, проверяемых экспертом. Кроме того, без вступления невозможна смысловая цельность сочинения, а это чревато снижением баллов по критерию "Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения". То есть заработать балл на вступительной части не получится, а вот потерять вполне возможно. 😉
Какие существуют варианты/способы написания вводной части? О чём, собственно, там нужно писать? И как много? И есть ли шаблоны? 👈 Такие или подобные вопросы задают те, кому предстоит писать экзаменационное сочинение (и не только его).
Итак...
💥 Вступление не должно быть большим по объёму - вполне достаточно 2-3 предложений. Впрочем, и заключительная часть должна быть примерно такой же.
💥 Есть несколько способов написания вступления. Каждый из них может быть применим именно вами с учётом, например, особенностей данного текста, его темы и круга проблем. Помните, что введение - это "мостик" к следующей части сочинения, то есть к проблеме, которую вам предстоит обнаружить в тексте 😉 и грамотно сформулировать.
Варианты вступления
📌 Общие сведения об обсуждаемой проблеме
👆Можно это назвать "ПОГРУЖЕНИЕМ В СИТУАЦИЮ".
▪️"Сегодня, когда мы слышим об исчезающих видах растений и животных, о погибающих от промышленных выбросов и тонн пластика морях и реках, то всё чаще с тревогой смотрим в будущее. Мы начинаем осознавать свою вину и ответственность перед природой. Текст (имя автора) заставляет нас задуматься..."
📌 Похожим будет вариант, когда вы начнёте сочинение со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
👆 Происходит то же самое "погружение в ситуацию", но это будет не сухая констатация фактов, а личное осознание и восприятие происходящего.
▪️"Я не раз задумывался о том... Об этом текст (ФИО автора)."
📌 Ссылка на авторитетное мнение
👆В данном случае мы можем опереться на те факты, которые нам предоставляют люди, глубоко и серьёзно изучающие вопросы, близкие к поднятой в тексте проблеме. Это может быть мнение историка, психолога, эколога, лингвиста... Разумеется, надо хорошо владеть информацией, полученной из того или иного источника!
▪️"Психологи утверждают, что социальные сети, прочно войдя в жизнь современного человека, почти не оставили шанса книгам, живому общению, увлечениям. Это сродни зависимости, которую давно считают болезнью. Можно ли говорить о пользе виртуальной реальности? И какова её роль в нашей жизни?"
📌 Обращение к биографии автора текста
👆 Разумеется, не стоит перечислять этапы жизни автора, нагружать вступление фактами и датами. Нас интересует только связь определённых событий в биографии автора с той проблемой, которую он поднимает в тексте.
▪️"В. Быков был участником Великой отечественной войны, поэтому его произведения - страницы тех страшных и трагических лет. Он поведал об ужасах войны и о нравственном выборе, который должен был сделать человек в решающий момент жизни. Именно поэтому автор обращается к проблеме (нравственного выбора, патриотизма...)"
📌 Использование цитаты, взятой из прочитанного текста или других источников
👆 Вступление такого плана, безусловно, сделает вашу работу яркой и запоминающейся. Но есть одно "НО": цитата должна на все 💯% соответствовать обозначенной проблеме, а не быть здесь и сейчас только потому, что вы её когда-то смогли выучить.😉
▪️"Пока все молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро". Трудно переоценить слова, принадлежащие А.П.Чехову. Действительно,..."
📌 Достойно будет выглядеть вступление, представляющее собой цепочку связанных вопросов.
👆Очевидно то, что сформулированные вопросы должны напрямую выявлять суть найденной проблемы.
▪️"Что значит быть милосердным? Кому дано быть обладателем бесценного человеческого сокровища - сердца доброго и трепетного, открытого людям? Текст (ФИО автора) заставляет нас задуматься..."
📌А ещё можно написать о впечатлении, которое произвёл на вас прочитанный текст.
📌 Можно, например, использовать во вступлении ключевое понятие, вокруг которого развивается авторское повествование. Раскрыв смысл этого понятия, можно вплотную подобраться к идее текста и сформулировать проблему, выбранную для анализа.
📌 Можно начать с ряда назывных предложений, связанных с выявленной в тесте проблемой.
▪️"Честь. Совесть. Благородство. Что значат они для нас сегодня?"
Итак, вариантов много. Есть время "прощупать" свои возможности и потренироваться, работая с текстом. 😉