Сегодня с утра пораньше заглянул на Дзэн. Как правило, я преследую две цели: первая – а чего у меня на канале, вторая – а чего там у коллег на которых я подписан.
Ряд коллег не успели опубликовать ничего нового, а вот в «Записках литературного редактора» (тем кто пишет, рекомендую, довольно интересно и познавательно о подводных камнях литературного ремесла), натолкнулся на свежую статью: «Талант и мастерство: как они связаны». (Чтобы написать правильно название статьи три раза бегал к ПК, видимо у меня с мастерством проблемы).
По сути, автор дает ответ на вопрос: «кто может стать успешным писателем»? Дает его грамотно и трудно спорить со статьей в целом, хотя комментаторы попытались и некоторые получили взвешенную порцию аргументированных возражений от автора.
Однако я сказал в целом, а если начать разбираться по частям, лично у меня так же прорезались сомнения.
Начну с финальной части: «Можно ли развить способности с «нуля»?» (Вопрос к грамотным людям, я правильно поставил знак вопроса вкупе с кавычками?) Первое, что задело, так это утверждение, будто школьные сочинения с хорошими оценками не имеют никакого отношения к способностям ученика к литературному творчеству и ошибочно воспринимаются им, как признак таланта.
Категорически не согласен по нескольким причинам. Главная – а учитель кто? Я считал, считаю и никто меня не собьет с данной мысли – учитель непрекословный авторитет и ученик обязан выполнять его требования. И тут буду противоречить сам себе: да непрекословный авторитет, а если этот авторитет делает свою работу строго по темникам, спущенным сверху? «Грачи прилетели» - изложение. Что символизировали «Грачи» в старой доброй советской школе? Не знаю, как у вас, дорогие читатели, но мне на полном серьезе объясняли, что данное полотно символизирует приход нового времени – революции… Аргумент в пользу данной версии – художник был членом «Могучей кучки»… Если ученик в изложении (сочинении) думал иначе, пусть образно и весьма литературно, он никогда не получал хорошей оценки за содержание, только за грамотность (если повезло овладеть русским языком).
Однако были и другие учителя, извините, им больше подходит – педагоги. Еще раз извините – Педагоги. Вот у них грамотный текст, но без личного мнения, без раскрытия субъективного восприятия никогда не получал высокой оценки за содержание и уж тем более не вводил ученика в заблуждение о своих способностях. Подобный подход, лично для меня послужил сильным толчком, если не выработки своего стиля, то подавления страха быть не таким как все и иметь свое мнение.
В этой же части статьи рассуждение о лени. Вновь согласен и нет. Есть мнение, что лень – двигатель прогресса. А почему в творчестве должно быть иначе? Лень вполне может заставить человека пахать на износ с одной целью – заработать на жизнь писательским трудом, лишь бы не идти работать на завод…
В чем согласен – пахать, пахать и пахать…
Теперь о «нуле». А кто из нас пришел в этот мир с чем-то большим, нежели с незажившей пуповиной? Умные мужи утверждают, не берусь судить, правы они или нет, что девяносто процентов новорожденных – потенциальные гении и лишь потом родители калечат их по своему образу и подобию.
И так, мы все пришли в этот мир с «нулем». Оспорить данное утверждение могут лишь мамы, которые видят в судорожном подергивании правой ножки у месячного младенца «огромные перспективы в футбольной (балетной) карьере» и они правы ибо - Мамы и им все можно. Нельзя нам, людям думающим, что они мыслят здраво.
А теперь к началу статьи. Что такое талант? Автор приводит выжимку из официальных толкований данного термина. Естественно, как любое эфемерное явление – талант превращается в нечто неосязаемое, произрастающее из трудолюбия, способностей, возможностей и тому подобного.
Главная мысль всех определений, что человек с рождения обладает некоторыми склонностями к той или иной деятельности, которые, при наличии трудолюбия, могут привести к мастерству. Не поспоришь, так оно и есть. Однако у меня свое представление о таланте.
Талант – это генетическая болезнь, заставляющая человека делать то, к чему он совершенно не предназначен по социальному статусу или иным жизненным обстоятельствам. Делать вопреки всему: голоду, необходимости зарабатывать деньги, насмешкам окружающих, или даже агрессивному не восприятию критиков и общества в целом.
Годы упорного труда, даже при наличии таланта (врожденные способности), могут закончиться ничем. Сколько известных художников, чьи полотна на престижных аукционах стоят нынче миллионы, при жизни так и ни снискали признание? Но что их отличало от других? Они работали, не смотря ни на что. Это косвенно подтверждает тезис о трудолюбии, с одной поправкой – трудолюбие не залог признания.
Вторая часть статьи - мастерство. Ремесленник - повторяет то, что сделано до него. Мастер же способен творить самостоятельно, не используя лекала других, но много ли вы встречали в наше время мастеров, полностью соответствующих данному требованию? Большинство ремесленников, талантливо (видимо без этого термина никуда) мастерски обыгрывают старые сюжеты, давая им новую жизнь в современных реалиях – кто они после этого, уже мастера или по-прежнему ремесленники?
Лично я ответа не знаю, равно как того, что именно меня побудило сие написать. Наверное, извечный вопрос человека творческого: а не занят ли ты дружище тем, к чему не имеешь ни малейших способностей?
И вот на этот вопрос статья дает четкий ответ, без всяких виляний – каждый трудолюбивый человек способен достичь поставленной цели. А значит, статья полезная и рекомендуется к прочтению, в том числе читателями. Так вы лучше поймете мир людей пишущих, и может быть, станете более требовательны в своих комментариях с целью побудить автора к самосовершенствованию.
Читать другие рассказы автора - здесь
Читать "Проклятые земли" - здесь
Метеорит... - здесь
Упс, неудобно получилось - здесь
Подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк (палец вверх)! Если не нравится палец вниз!
Так вы не потеряете канал и поможете другим читателям найти своего автора.
Ниже: НЕ УВЕРЕН НЕ НАЖИМАЙ!
если есть желание поддержать автора, нажимай, комиссия списывается с получателя (меня).