Найти в Дзене

Подводный буксировщик нового поколения покажут на "Армии-2022"

Исследовательская лаборатория "Автономные системы" готовит к презентации на Международном военно-техническом форуме "Армия-2022" прототип подводного буксировщика нового поколения, проект получил рабочее название "Подводный мотоцикл" (ASU-1). Как утверждают разработчики, буксировщик совершит прорыв в подводных исследованиях.

"Мы стремились создать аппарат, на котором водолаз сможет лежать/сидеть верхом, и сделать этот буксировщик комфортным, освободив водолаза от физических нагрузок во время управления. Водолаз очень много сил тратит на борьбу с закручиванием, ему приходится "подрабатывать" ластами, чтобы выравнивать машину. Эта проблема будет решена применением двух винтов, вращающихся в разные стороны", — поделился с "Технологией машиностроения" особенностями конструкции исполнительный директор исследовательской лаборатории Антон Туканов.

Ожидается, что "Подводный мотоцикл" превзойдёт всех конкурентов по скорости и дальности плавания. Повышенные параметры перемещения буксировщика ASU-1 обеспечивают особенности конструкции, в частности винтомоторная группа содержит два винта изменяемого шага разнонаправленного вращения. Разработчики предлагают две схемы с последовательным и параллельным расположением винтов. Система автоматического управления винтомоторной группой обеспечивает выбор оптимальных значений шагов лопастей и оборотов каждого винта для обеих схем их расположения. Коррекция направления движения осуществляется специальными боковыми маневровыми водомётными двигателями. При нулевой скорости манёвровые двигатели позволяют разворачивать аппарат практически вращением вокруг одной оси.

-2

Есть у ASU-1 система "Круиз-контроль", дающая аппарату возможность автоматически выбрать необходимые параметры работы винтомоторной группы, которые позволят обеспечить максимальную дальность плавания. Кроме того, буксировщик оснащён бортовым компьютером, проводящим мониторинг рабочих параметров всех подсистем аппарата в процессе движения, системой сигнального освещения (габаритные огни, стоп-сигнал, поворотники) и прожекторами на носу и корме, системой стабилизации плавучести и горизонтирования положения. "Подводный мотоцикл" должен дистанционно определять препятствия, контролировать и управлять глубиной погружения при движении. Разработку оснастят системой подогрева сиденья и других поверхностей тела пилота. Кроме того, у аппарата будет система обнаружения, включающая в себя модули ГЛОНАС, GPS и радио/сотовой связи.

-3

На форуме "Армия-2022" "Автономные системы" представят макет "Подводного мотоцикла" (ASU-1): корпус с различной степенью проработанности ряда подсистем, а также образец винтомоторной группы.

СПРАВКА:
Научно-исследовательская лаборатория "Автономные системы" создана в Санкт-Петербурге в 2009 году. Генеральный директор и научный руководитель лаборатории — к.т.н. Сергей Васильевич Гагарский, работает доцентом на кафедре "Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов" Балтийского государственного технического университета им. маршала Д.Ф. Устинова (Военмех). Весь кадровый состав лаборатории — выпускники, аспиранты и студенты вуза.

Область интересов и направления работ научно-исследовательской лаборатории: робототехника (проектирование беспилотных летательных аппаратов, подводных пилотируемых и беспилотных аппаратов, многостепенных динамических систем, тренажёров); научные направления: математическое (имитационное) моделирование динамических систем, гидро/аэродинамика, искусственный интеллект (нейронные сети), оптимальный структурно-параметрический синтез технических систем, системы управления.

VIII Международный военно-технический форум "Армия-2022" проходит в КВЦ "Патриот" с 15 по 21 августа. "Технология машиностроения" публикует анонсы и новости выставки в тематическом разделе "Форум "Армия".