22 июля поехал смотреть состояние дзеренов после отела. В конце прошлого месяца мы впервые нашли место их отела и вот сейчас, спустя три недели хотелось посмотреть, что там происходит – где маленькие телята, сколько их, как себя ведут и т.д.
Не доезжая до предполагаемого места нахождения дзеренов около километра, я заглушил машину. Открыл дверцу и услышал шум и голоса немного похожие на потревоженную большую отару овец. Пошел на шум и метров через двести увидел большой табун дзеренов, голов около тысячи. В табуне были в основном самки с маленькими дзеренятами, но были и самцы. Трава высокая, но я был на бугорке и хорошо видел все стадо. Немного в стороне пасся еще небольшой табун, голов двести. Дзерены перекликались между собой и довольно громко. Непонятно кто с кем разговаривал, но мне остается догадываться, что это были переговоры самок с детьми. Какофония стояла хорошая. Я впервые услышал такую перекличку, хотя осенью, зимой, весной их видел с одного места до десяти тысяч голов, но они паслись всегда бесшумно. Молодежь, которая появилась 10-20 дней назад, ходила рядом с матерями. У некоторых самок было по два дзерененка. Я привстал над травой и сделал несколько снимков. Дзерены в это время очень чувствительны и осторожны, естественно, они меня сразу заметили и стали потихоньку подаваться в сторону государственной границы. Преследовать я их не стал, развернулся и пошел в сторону другого табуна тоже около тысячи голов, который отдыхал в паре километров от последнего. Пройдя метров 200 наткнулся в траве на лежащего дзерененка. Он лежал метрах в десяти, прижал голову к земле и не шевелился. Я очень медленно настроил фотоаппарат и стал обходить его, выискивая просветы в траве и делая снимки. Так продолжалось около 30 минут, потом, видно, ему это надоело и почувствовал, что от меня ни какой угрозы нет, встал и на своих неуверенных ногах направился ко мне. Я, естественно, продолжал снимать. Подошел ко мне метров на пять, повернулся боком и потихоньку, принюхиваясь к траве, пошел неуклюже в сторону. Отошел метров 30 и снова лег. Я его больше беспокоить не стал, он и так хорошо попозировал. Сколько ему было от роду - не знаю: пуповина подсохла, но еще не отвалилась. Его мама стояла метрах в двухстах от меня и наблюдала.
Около часа я потом наблюдал за вторым стадом. В бинокль посмотрел на то место, где я фотографировал дзерененка, там находилась самка.
По итогам учетов вблизи родильного дома я увидел около 2200 дзеренов. Просмотрел три снимка при большом увеличении и получилось, что в стаде примерно 30-35% сеголетки. Самцов насчитал всего 1-4%, остальные самки.