Найти тему

Доппельгангер. Альтер эго. Двойник.

Джекилл-Хайд. Яндекс Картинки
Джекилл-Хайд. Яндекс Картинки

"Я шагнул вперед и прислушался к спокойному дыханию моего тезки. Уверившись, что он спит, я возвратился в коридор, взял лампу и с нею вновь приблизился к постели. Она была завешена плотным пологом, который, следуя своему плану, я потихоньку отодвинул, — лицо спящего залил яркий свет, и я впился в него взором. Я взглянул — и вдруг оцепенел, меня обдало холодом. Грудь моя тяжело вздымалась, колени задрожали, меня объял беспричинный и, однако, нестерпимый ужас. Я перевел дух и поднес лампу еще ближе к его лицу. Неужели это… это лицо Вильяма Вильсона? Я, конечно, видел, что это его лицо, и все же не мог этому поверить, и меня била лихорадочная дрожь. Что же в этом лице так меня поразило? Я смотрел, а в голове моей кружился вихрь беспорядочных мыслей. Когда он бодрствовал, в суете дня, он был не такой, как сейчас, нет, конечно, не такой. То же имя! Те же черты! Тот же день прибытия в пансион! Да еще упорное и бессмысленное подражание моей походке, голосу, моим привычкам и повадкам! Неужели то, что представилось моему взору, — всего лишь следствие привычных упражнений в язвительном подражании? Охваченный ужасом, я с трепетом погасил лампу, бесшумно выскользнул из каморки и в тот же час покинул стены старого пансиона, чтобы уже никогда туда не возвращаться..." (Эдгар По, "Вильям Вильсон").

Тема загадочных двойников весьма популярна в литературе европейского романтизма. Встречалось такое и у нас ( "Двойник", "Преступление и наказание" Достоевского, хотя у него на первых ролях психологические аспекты личности, а не мистические происшествия).

Я не зря назвала статью тремя разными определениями, которые, в сущности, означают одно и то же.

Доппельгангер (нем. Doppelgänger «двойник») или Alter ego (а́льтер э́го; в переводе с лат. — «другое я» или «другой я» - реальная или придуманная альтернативная личность человека либо персонажа, двойник, появляющийся как темная сторона личности. В ней, как правило, воплощены все отрицательные и старательно скрываемые качества человека.

В качестве примера приведу рассказ Эдгара По "Вильям Вильсон" и повесть Роберта Льюиса Стивенсона " Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда".

"Вильям Вильсон" читала еще в детстве. Конечно, многие рассказы По были мне непонятны в силу возраста, но ВВ запомнился готической атмосферой повествования и загадкой: кто же Вильям Вильсон на самом деле и существовал ли он в реальности?

По сюжету, главный герой учится в английской школе - пансионе для мальчиков. Однажды там появляется новый ученик, его полный тезка. Лирический герой сразу проникается к нему необъяснимой неприязнью, не только из-за имени, но еще и по причине того, что Вильсон зло копирует его, будто высмеивая. Как-то ночью наш герой решает подшутить над Вильсоном, прокрадывается в его спальню, но в ужасе замирает, осознав, насколько они похожи. В страхе он бежит из школы и больше туда не возвращается.

Молодой человек предается развлечениям и разгульному образу жизни, кутит и тратит родительские деньги. Но периодически в его жизни возникает Вильям Вильсон, кажется, лишь для того, что бы указать на пороки и и грехи своего тезки. В конечном итоге главный герой вызывает Вильсона на дуэль и смертельно ранит его, но в отражении огромного зеркала видит лишь себя...

Поневоле возникает вопрос: а был ли Вильсон? Сомневаюсь, что бы он просто так тратил свое время, выискивая по всему миру своего кутилу-однокашника, дабы вразумить его, погрозив пальчиком. Думаю, в его образе воплотилась совесть главного героя, отделившись от него, приняв образ реального человека. В неравном бою совесть-Вильсон погибает, но и участь лирического героя незавидна: он остался один на один с собой. Больше некому шепнуть на ухо "Опомнись!"

Если Вильям Вильсон - это двойник-совесть, двойник -обличитель, то Эдвард Хайд в повести Стивенсона воплощение порока и темных страстей. Талантливый доктор Генри Джекилл находит способ отделения одной своей личности от другой. Свету он являет свое уважаемое и благочестивое лицо, а в Хайда перевоплощается время от времени. Под его личиной он может творить что пожелает, без страха быть узнанным. Постепенно Хайд поглощает светлую половину, и доктор Джекилл исчезает, оставив после себя разъяснительное письмо.

Сначала я прониклась сочувствием к доктору, а потом задумалась: есть что-то инфантильное в этом его "научном открытии". Темная половина его души желала грешить, и ее отделением он снял с себя ответственность за ее поступки. Всегда же потом можно было сказать самому себе: "Во всем виноват не я, уважаемый и достопочтенный Генри Джекилл, а мерзкий, отвратительный всем Эдвард Хайд!" В его случае порок оказался сильнее добродетели.

"Мистер Хайд был бледен и приземист, он производил впечатление урода, хотя никакого явного уродства в нем заметно не было, улыбался он крайне неприятно, держался с нотариусом как-то противоестественно робко и в то же время нагло, а голос у него был сиплый, тихий и прерывистый — все это говорило против него, но и все это, вместе взятое, не могло объяснить, почему мистер Аттерсон почувствовал дотоле ему неизвестное отвращение, гадливость и страх" (отрывок повести Стивенсона "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда")

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Кстати, есть еще очень интересный прием, пока встречающийся нечасто в литературе или кино: персонаж, преследующий своего создателя. Например, выдуманный литературный герой становится вполне реальным, действуя согласно своей воле и убеждениям. Можно ли назвать его двойником, доппельгангером, альтер эго? Не знаю. Я бы охарактеризовала это как тульпу (Тульпа термин в мистицизме, который обозначает существо, являющееся «физической материализацией мысли». В общем, если что-то или кого-то нафантазировать с подробностями, вложив всю силу мысли, то эта мысль вполне может стать материальным объектом.

Встречала мнения о том, что Карлсон из сказки "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" является тульпой Малыша. Мол, мальчик был одинок, завел себе воображаемого друга, а тот возьми да и материализуйся!

Не будем углубляться в эзотерические дебри. Понятно, что двойники, что тульпы - непаханое поле для размышлений и творчества. Делитесь мнениями в комментариях. Какие произведения на эту тему вы прочли, какие вас заинтересовали?