Найти тему
Остров и островитяне

Два моста, три тоннеля. Часть 2

Вот мы и увидели цель своего путешествия – Чёртов мост. Есть такая версия, что он вовсе не Чёртов, а Чертов – по фамилии проектировщика. И такой вариант нравится больше, зачем лишний раз поминать нечистую силу. Но стопроцентной уверенности в этом нет. Есть другая версия, объясняющая название моста. Его возводили в 20-х годах прошлого столетия в очень тяжелых условиях. На самых трудоёмких работах были заняты корейцы, которых называли «тако». Считается, что каждая шпала имела ценой человеческую жизнь. Но японцы подневольных рабочих ценили не слишком высоко. Точная цифра работающих и погибших нам неизвестна. Говорят, что умерших «тако» кремировали, а их прах смешивали с раствором при возведении опор моста. Говорят, что рабочие как чёрта боялись работ на железной дороге и обзывали мост именем нечистой силы. Ну, всё это – предания.

-2

Этот участок железной дороги японцы начали эксплуатировать с 1928 года. Комплекс из трёх тоннелей и двух мостов назывался петля Токардай. Чёртов мост возвышается на 38 метров, он соединяет две сопки. Подняться к нему можно двумя путями. Первый – через два тоннеля. Первый тоннель находится под мостом. Хотя вход в него закрыт, завален грунтом и перекрыт решёткой с грозным призывом «Стой! Проход запрещён!», но сбоку есть вполне себе обширный проход, ничем не заваленный. Путь свободен. Пройдя этот тоннель, оказываешься на тропинке (это бывшая железнодорожная колея). По ней доходим до второго тоннеля, идём через него и выходим на мост.

-3

Сразу скажем, дорога не эксплуатируется с 1994 года. За это время деревянные шпалы местами прогнили и обрушились, местами просто утрачены. Все железные конструкции целые, но какие-то изогнутые, местами проржавели. Никакой уверенности, что они удержат. Поэтому передвигались по мосту с большим страхом и опасениями, но дошли. Кстати, у каждого тоннеля стоят железобетонные конструкции – то ли сторожки, то ли помещения для их охраны (у них окна напоминают амбразуры).

-4

-5

Можно не шататься по тоннелям и не ходить по Чёртову мосту. К нему можно подняться по склону сопки. Когда-то там была лестница, но в прошлом году железнодорожники срезали несколько нижних пролётов. Карабкаться по сопке удовольствие не из приятных, цепляешься за всё, что растёт рядом. Напор хорошо выдерживает только бамбучник, ему отдельное спасибо. По пути любуемся типа ажурными конструкциями Чёртова моста, а на самом деле – переводим дыхание. Вскарабкались, и вот они перед вами – 125 метров в длину.

-6
-7

Налюбовались и пошли по старой колее к Ведьминому мосту (такая вот сплошная нечистая сила). Шли около часа, местами рельсы и шпалы уже затянуты грунтом, и уже везде проросли деревьями и кустарником. Идёшь практически весь путь как в тоннеле, но зелёном, красивом, изредка выходя на полянки-прогалинки. Говорят, что здесь часто встречают хозяина тайги. Нам медведь не встретился, как и следы его пребывания. Но на всякий случай – шумели, кричали. Боялись, одним словом.

-8
-9
-10

Добрели до тоннеля. Говорят, что он самый длинный на этом отрезки пути – около 800 метров (но это не точно). Включили фонарик и потопали. Тоннель произвёл впечатление очень надежного убежища. Конечно, его хорошо опустошили, вынесли все оборудование. Но своды прочные, обвалов нет. Забрезжил свет, и вот мы уже в противолавинной галерее. Её возвели в советские годы, на портале есть дата – 1978 год. Рядом с галереей – развалины зданий, говорят, что это домики путевых обходчиков.

-11
-12
-13
-14

Ещё пара сотен метров, и мы у Ведьмина моста. Он ещё выше Чёртова – высота около 50 метров, длина – 200 метров. Есть, наверное, камикадзе, которые по нему ходят. Мы не стали. Это сплошные металлические конструкции, одно неверное движение – и ты парашютист без парашюта. Деревянные шпалы сгорели во время пожара 2007 года, а за Ведьминым мостом – ещё один тоннель. Но духу не хватило пройти по железкам, чтобы посмотреть, какой он.

-15
-16

Виды с площадки у моста на окрестные сопки – чудные. Интересно, что чувствовали пассажиры поездов, когда проезжали по этим мостам? Наверняка, бодрящего адреналина хватало с избытком. Когда-то, говорят, были планы сделать здесь туристический жд маршрут. Японцы бы приезжали прокатиться по «волнам своей памяти». Но, видимо, это слишком затратное предприятие.

-17
-18

Полюбовались окрестностями – и в обратный путь. Есть ещё один участок японской железной дороги с уцелевшими тоннелями. Но это, надеемся, будет отдельный поход.

-19