Вера и неверие разделили человечество на множество сект, затмевая его глаза к видению Единства всей жизни.
Хазрат Инайят Хан. Чаша Саки.
"Belief and disbelief have divided mankind into so many sects, blinding its eyes to the vision of the oneness of all life." Bowl of Saki, July 27, by Hazrat Inayat Khan
Комментарий Пир-о-Муршида И наята Хана:
Для суфия в этом мире нет никого, ни язычника, ни атеиста, кого следовало бы презирать, поскольку он верит, что Бог не есть Бог какой-то избранной секты, но Бог всего мира. Он не верит в Бога одной нации, но в Бога всех народов. Для него Бог - во всех домах, где люди поклоняются Ему. Даже, если они молятся стоя на улице, это без разницы для него. Святое место - везде, где поклоняются Богу. Суфий оставляет сектантство сектам. Он с уважением относится ко всем, он не имеет предубеждения против кого-то и не пренебрегает никем; он чувствует сострадание и симпатию ко всем.
Религия мистика - это непрекращающееся продвижение к единству. Как он совершает это продвижение? Двумя путями. На первом пути он видит себя в других, в хороших и в плохих; и так он расширяет горизонт своего видения. Это обучение продолжается всю его жизнь, и по мере его развития он приходит к единству всех вещей. Другой путь развития в том, чтобы начать осознавать свое собственное “я” в Боге и Бога в своем “я”, что означает углубление осознавания нашего глубочайшего существа. Этот процесс происходит в двух направлениях: внешне, посредством становления единым со всем, что видишь, и внутренне, через прикосновение, установление связи с той единой Жизнью, которая вечна, через растворение в ней и осознавание, что этот единый Дух и ЕСТЬ существование, единственное существование.
“Есть Единый Бог, Вечный: Единосущий, ничто не существует, кроме Него.” Бог суфия - это Бог любой веры, Бог всех. Имена безразличны для него. Аллах, Бог, God, Gott, Dieu, Khula, Брама или Бхагаван - все эти имена, и другие, это имена его Бога; и кроме того для него Бог вне ограниченности имени. Он видит своего Бога в солнце, в огне, в идолах, которым поклоняются разнообразные секты; и он узнает Его во всех формах вселенной, и все же знает, что ОН вне всех форм; Бог во всем и все есть Бог. Он суть Видимый и Невидимый, Единосущий.