Помните, когда-то популярный фильм 1983 года "Приступить к ликвидации". Тогда начальство абсолютно не желало утверждать на роль одиозного полковника авиации, роскошного красавца Василия Ланового. Мне и сегодня, отчего-то, кажется, что ни к чему было этому заслуженному артисту здесь экспериментировать. Да и его роль генерала Вольфа в легендарных "Семнадцати мгновениях весны", сильно контрастирует с великолепно "вылепленными" образами, просто симпатичного Вячеслава Тихонова и чудесно-неоднозначного Леонида Броневого.
А история о том, как симпатичного молодого Игоря Ясуловича позвали в 1964 году в картину "Через кладбище" студии "Беларусьфильм". Так режиссёр и оператор картины долго сомневались, стоило ли брать в серьёзный военный фильм этого, как им казалось, излишне красивого артиста. Но всё же решились. Вполне возможно, что благодаря именно этой "протекции", в дальнейшем Игоря Николаевича зрители смогли лицезреть в таких, сугубо суровых многосерийных лентах, как "Операция "Трест", "Щит и меч", а так же загадочной "Обратной дороги нет".
Итак, хотя речь здесь идёт о "не совсем пригодных для ролей врагов и предателей" советских красавцах, очень хочется вспомнить выбор на главную женскую роль тов. Иосифом Хейфицем в драму "Дама с собачкой". Отчего-то мэтру была нужна молодая, талантливая и не слишком привлекательная актриса, с нахождением искомой, вдруг, возникли проблемы.
Наконец, кто-то посоветовал пригласить на пробы некую журналистку Ию Савину, игру которой кто-то видел в студенческом театре МГУ. "Небось, опять записная красотка", - с неудовольствием проворчал Иосиф Ефимович, но согласие дал. Увидев прибывшую в павильон растерянную барышню, удовлетворённый режиссёр вскоре утвердил её на первую в жизни роль.
Вы не поверите, но когда в 1968 году одарённый Евгений Ташков "затевал" свой 5-серийный фильм о работе разведчика-чекиста Павла Кольцова, то изумлённые выбором "беляков" чиновники, категорически посоветовали заменить излишне симпатичных: Игоря Старыгина и Валентина Смирницкого на более "удобоваримых" актёров. Они даже довольно "косо" поглядывали в сторону самОго главного героя. А вот с утверждением на роль начальника контрразведки сурового Владимира Козела, мудрые дядьки были полностью согласны.
Помните, кто "красной нитью" проходит сквозь все серии киноэпопеи "Освобождение". Да, это реальный красавец, прекрасный и талантливый Николай Олялин. Как это ни странно, но выбор главного героя совсем не устроил консультантов картины, заслуженных, прошедших фронт, генералов. "Послушайте, Юрий Николаевич, - обращались они к упорно отстаивающему искомую кандидатуру, режиссёру Озерову, - уж больно смазлив этот парень для серьёзного офицера-артиллериста". Но "художнику" всё же удалось настоять на своём и Николай "честно исполнял свой воинский долг" пока на фоне "дикой" популярности не начал элементарно спиваться. Поэтому "создателю" пришлось пойти поперёк сценария и несмотря на протесты всей съёмочной группы, оставить заслуженного артиллериста в водах затопленного берлинского метро.
Вообще, в советском кино, особенно после "переломного" 1968 года, приглашение красавцев и красавиц рекомендовалось лишь в сказочные постановки. И то правда, зачем нормальному социалистическому зрителю видеть на экране, неумело работающих мастерком или лопатой, нереально симпатичных артистов. Помните, как утверждал мудрый полотёр в исполнении Басова в комедии "Я шагаю по Москве" – "У нашего героя должна быть правда характера! И всё, тут!" .