Вспыхнувший тут на днях в европейском сообществе разговор о том, надо или не надо давать россиянам краткосрочные визы в страны Евросоюза, словно перенес нас на несколько месяцев назад, в самое начало. Помните, когда у нас перестали работать карты за рубежом, прервалось авиасообщение, и потом еще все обсуждали тему с ID для так называемых «хороших русских».
Эта последняя идея так ничем вроде бы не закончилась, но меня лично в свете всего происходящего немало удивило, что летом, когда сняли пандемические ограничения, многие европейские страны возобновили выдачу краткосрочных виз для россиян. Кто помнит, эти визы некоторые страны перестали давать в 2020 году, а некоторые страны давали только при наличии вакцины, внесенной в общий европейский список, в котором не было «Спутника V», и только по необходимости – для учебы, лечения или визита к родственникам.
То есть, при наличии денег, поехать в Европу было все-таки можно – если слетать предварительно в третью страну и сделать там сертифицированную вакцину, и если забронировать, например, какие-то медицинские процедуры в каком-нибудь европейском санатории. Позволить себе все это могли немногие, и люди, в общем-то, и так в Европу практически не ездили. А когда ограничения сняли и снова начали принимать документы для виз на общих условиях, многие нормально мыслящие люди действительно приободрились – Европа с нами, и, если что, всегда можно будет уехать. Да, карты не работают и надо везти много наличных, да, самолеты не летают и вообще на них билеты купить практически невозможно, но двери открыты, и это подарило надежду.
И тут, буквально через месяц, такой резкий поворот. Имеют ли европейцы право запрещать въезд в свои страны? Конечно, имеют – это их дом и их дело, пускать кого-то или не пускать. Могут ли более радикально настроенные в этом вопросе восточноевропейские страны убедить отказать в краткосрочных визах для россиян своих западных соседей? Конечно, могут – и это тоже их право и их внутренние дела.
Станет ли это серьезной катастрофой для россиян? По большому счету – очень вряд ли. И раньше-то подобные поездки были дорогим удовольствием, а сейчас их могут позволить себе практически единицы. Далеко ли можно уехать при неработающих картах и нелетающих самолетах – тоже большой вопрос. Да и вообще – с началом осени совершенно не исключен новый всплеск заболеваемости и, как следствие, новые карантины, при которых куда-то поехать не смогут не только россияне. А для тех, кто находится в опасности или преследуется, пока еще открыты третьи страны.
Все это понятно, и с практической точки зрения тут вообще никакой катастрофы нет. Проблема тут, на мой взгляд, лежит в абстрактном поле эмоций и надежд. Многие, возможно, так и не собрались бы никогда идти за этим визами, но пока такая вероятность остается, она греет душу. Дает понимание, что ты все-таки не совсем один в этом мире, что где-то все-таки можно будет найти приют и убежище от этой всепоглощающей безысходности и тоски. Где-то светится этот маленький огонек в темном лесу, и надо просто идти в этом направлении – к этому далекому огоньку, через темноту и страх. Если этот огонек погаснет, если эта возможность пропадет – пропадет и надежда.