Найти тему
1001.ru

Мифы Фрибура (Часть 4)

Оглавление

Древо в честь «швейцарского Бородино»

Читать Часть 1: «Ров жареной картошки» и метамеханика Тэнгли

Читать Часть 2: Городские фонтаны как зеркало эпохи

Читать Часть 3: Чем отличаются местные сказки от русских

Если помните, у нас завязалась беседа с нашим нечаянным, но таким замечательным новым знакомым — славистом и любителем преданий Георгом.

Он между тем, как я понял, был намерен поделиться ещё какими-то фрибурскими сказами.

И я не ошибся:

А ещё есть история жившей здесь в древности ведьмы по имени Катильон. Она сбивала с толку людей верующих и строила им всяческие козни. Но кончила плохо — на костре. Или вот про Чёртов мост через нашу Сарин можно вспомнить.

Этого я уже не мог перенести:

Как, во Фрибуре?! Да я в своё время полдня провел подле Чёртова моста в кантоне Ури, возле селения Андерматт, в сотнях километров отсюда. Давайте, Георг, я вам расскажу тамошнюю байку, и мы сравним её со здешней. Идёт?

Заручившись согласием собеседника, я вкратце изложил услышанное в Ури вместе со впечатлениями от увиденного.

…Местным жителям долгое время не удавалось построить каменный мост через грохочущую валунами горную реку Ройс. Всякий раз ревущий поток рушил устои. С усмешкой наблюдавший за этим чёрт предложил свою помощь в обмен на душу первого, кто пересечёт готовый мост.

Договор был заключен. И, словно по мановению волшебной палочки, возник мост. А «заказчики» пустили по нему… козлёнка. Чёрт, чертыхаясь, если так можно выразиться, убрался восвояси.

А в память об этом на скале и сегодня можно видеть портреты «героев» — чёрта и козлёнка.


Память об историческом Чёртовом мосте
Память об историческом Чёртовом мосте

Переходя от предания к реальности, я решил добавить: изначальный Чёртов мост, возникший в конце XVI века, просуществовал до 1888 года, когда от времени и усилий бушующего Ройса рухнул, но заблаговременно, ввиду его ветхости, ещё в 1830 году рядом, однако уже без помощи нечистой силы был возведён более прочный, горбатый, существующий и поныне и тоже названный «чёртовым» мост.

Туристы обычно полагают, что это тот, сработанный лукавым.

А в середине 50-х минувшего века построили прекрасный автобан, который некоторые тоже именуют «чёртовым». Он возвышается над прежним, но и сюда долетали мелкие брызги от бушующего Ройса, когда я на него поднялся...


Вместо ушедшего в небытие Чёртова моста
Вместо ушедшего в небытие Чёртова моста

В принципе, байка очень похожа на наше предание, заметил Георг, с улыбкой добавив, что особенно ему как слависту понравилось, что «чёрт чертыхнулся».

Но есть и небольшое отличие, добавил он. Договор с дьяволом со стороны жителей Фрибура заключает конкретно наместник императора — фогт.

И он же дурит чудо-строителя, ожидающего свою добычу по ту сторону реки Сарин: выпускает на мост принесённую в одном мешке мышку, которая устремляется на другую сторону, а из второго мешка извлекает кота, который бросается вслед за ней.

Мышка ныряет в расселину, а дьявол в облике щёгольски одетого молодого человека в шляпе с пером вынужден довольствоваться котом.

Хотя и тут не обошлось без темы жизненной важности веры. В отместку за обман дьявол схватил гигантский камень, чтобы метнуть его с высоты и разрушить мост. Но принуждён был остановиться: по мосту шла процессия местных жителей с крестами и хоругвями, громогласно обращавших молитвы к Спасителю взять мост под свою сень.

И против этого сатана ничего сделать не смог.


Чёрт из здешних сказок проник на швейцарскую марку
Чёрт из здешних сказок проник на швейцарскую марку
«Между прочим, Георг, я заметил, что в здешних сказках, скорее преданиях, обозначаются привязки к конкретным местам, имена, порой и фамилии героев», — продолжил я.

Прежде чем ответить, собеседник, как и раньше, когда немного задумывался, сделал гримаску: чуть вытянул вперёд губы и втянул щёки.

После этого произнёс:

Действительно, во многих случаях речь идёт о неких вроде как существовавших в конкретных местах персонажах. Ну, а в русских сказках разве не говорится, что богатырь Илья — из-под Мурома? А Добрыня Никитич — вообще реальная фигура — новгородский князь Добрыня, из династических соображений взявший в жёны шведскую принцессу. Впрочем, вам, должно быть, это и так известно…

На этом наш замечательный и неожиданный знакомец откланялся — дела.

Правда, перед уходом, обернувшись, заметил:

Вы сегодня уже наверняка многократно из разных мест в городе рассматривали Собор Святого Николая. А знаете, что об этом сказал наш славный Тэнгли? «Великолепнее места для готического храма изобрести невозможно». И ведь нельзя с ним не согласиться, правда?

Нельзя, конечно, заверили мы.

И, провожая взглядами удаляющегося Георга, ещё раз полюбовались стройным и величественным сооружением.

И хотя издали уже был не различим венец изящных башенок-пинаклей с наростами-краббами, абрис храма всё так же величественно доминировал над окружающими старинными домами.


Собор св. Николая доминирует над окружающими строениями
Собор св. Николая доминирует над окружающими строениями

Если мнение прославленного «фонтанного» скульптора не было мне известно, то об отношении к Фрибуру англичанина Джона Рёскина читать доводилось.

Выдающийся мыслитель и историк искусства, писатель и поэт, живший в XIX веке, он был и талантливым художником. На протяжении многих лет неоднократно приезжал в полюбившийся ему Фрибур, создав серию акварелей с видами старого города.

При этом обычно выбирал верхние точки, с которых особенно выигрышно смотрелись живописные средневековые укрепления. Его влекло то, что, как он писал в своих заметках, город «в значительной мере сохранил тот облик, который имел в XIV и XV веках».

Художник подчёркивал, что это «единственный сохранившийся крупный средневековый город, расположившийся на горах».


Джон Рёскин. Городской ландшафт
Джон Рёскин. Городской ландшафт

Свою привязанность к Фрибуру Джон Рёскин объяснял с присущим ему изяществом:

Нередко куда более трогательны те городские пейзажи, которые таят некие скрытые обещания чего-то больше видимого вами, нежели те, что лишь используют красоты, подаренные им природой… Не знаю места, призванного более сильно подстёгивать уносящееся вдаль воображение, чем городской ландшафт Фрибура…

Влюблённый во Фрибур мыслитель и художник Джон Рёскин
Влюблённый во Фрибур мыслитель и художник Джон Рёскин

Мы пока не прощаемся с этим городом. Зайдём в местный Нотр-Дам — базилику XII века, возведённую ещё в строгом романском стиле, позднее, правда, частично перестроенную.

Подойдём к площади, где расположена ратуша: три этажа, поздняя готика, восьмигранная башня, эркер. Подле неё растёт высокое и развесистое дерево. У него есть собственное имя — «Муртенская липа».


«Муртенская липа»
«Муртенская липа»

Выросло оно из ветви, которую (видимо, в отсутствие по очевидным причинам пальмовой или оливковой – как символов мира) принёс гонец вместе с радостной вестью о победе конфедератов над иноземным войском бургундского герцога Карла Смелого в битве при Муртене.

Битву эту здесь называют

«швейцарским Бородино».

Почти два десятка километров гонец бежал не останавливаясь, и сердце его не выдержало. Из ветви, что он принёс, выросло дерево, названное по имени города славной виктории.

Наблюдательный человек удивится стройности дерева, посаженного аж в 1476 году. И в своём недоумении будет прав.

Липа действительно немножко липовая. Историческое дерево скончалось, причём в весьма в преклонном возрасте — в 1981 году.

Нынешнее же — его «отпрыск», но тоже «Муртенская липа», произросшая из ветки прежнего.

Изначальное древо не без труда разглядел поэт Василий Жуковский, побывавший во Фрибуре в 1821 году. Из-за того, что, по его словам, «глаза разболелись от зноя», он не смог «порядочно осмотреть» город, но кафедральную церковь и историческое дерево всё же разглядел.

И ещё он в Швейцарии много размышлял.


Швейцария дала Жуковскому пищу для размышлений
Швейцария дала Жуковскому пищу для размышлений

Окончание следует

Владимир Житомирский

Материалы автора