Недавно, отдыхая на пляже, наблюдала такую ситуацию. Девчушка трёх лет своим поведением изводила испытывала маму и бабушку.
Семья расположилась рядом на лежаках, и я являлась невольным слушателем их бесед. Бабушка не могла переодеть ребёнка в купальный костюм. Свои действия сопровождала речью, что мама не занимается воспитанием ребёнка, девочка непослушная; в свои три года не может посидеть спокойно и переодеться. Девчушка не то, чтобы вырывалась из рук бабушки, но как-то демонстративно пыталась увернуться от бабушки, как бы развлекаясь. Интересно было наблюдать за этой сценой! Мама, пока бабушка пыталась переодеть внучку, всё время повторяла: «Я же говорю тебе, она вредная, что хочет, то и делает. У меня уже нет сил!»
Кое-как переодев внучку и взяв её за руку, бабушка отправилась на море. Девочка постоянно пыталась вырваться, убежать от бабушки. Но та крепко держала её за руку. Со стороны это выглядело, как будто бабушка волоком тащила ребёнка искупаться. Причём, девочка не кричала, не капризничала, а как-то смеясь, пыталась быть против действий бабушки. Перед тем как зайти в море, бабушка кричит маме, чтобы та подошла и помогла ей затянуть ребёнка в море, потому что ребёнку обязательно надо искупаться. А у бабушки уже «нет сил тащить» ребёнка. Мама, встав с лежака со словами: «Достало уже всё», пошла на помощь; заставлять ребёнка искупаться. В конце концов, ребёнок закатил истерику и его отпустили.
Девочка, успокоившись, стала бегать по песочку. Сама нашла себе игру с песком, перебирая его. Потом подошла к маме, попросила ведёрко и лопатку. Продолжила играть в одиночестве. А между мамой и бабушкой снова произошёл «серьёзный» разговор, что ребёнок неуправляемый и с этим надо что-то делать. Причём, бабушка даже и не пыталась дать каких-то советов своей дочери по воспитанию у внучки правильных норм поведения. Обе не пытались подойти к ребёнку, сесть рядом и поиграть в песочек. Обеим проще было сказать, что девочка капризная, вредная.
Пришло время покормить ребёнка. История та же. Пока девочка не поставила свои условия, доказав очередной раз родным, что она вредная и неуправляемая, она не поела. А бабушка с мамой продолжали ребёнку внушать, что она ненормальная. В два голоса!!! Это просто ужас! Обычно, у бабушек другой взгляд на воспитание и внуки их слышат и слушают.
Четыре часа на пляже в соседстве с этой семьёй показали, как несчастен ребёнок. У него не было компании поиграть, побегать, поплавать.
А теперь о бабушке и маме. Обе статные, очень даже приятный внешний вид. Видно, что обе уделяют должное внимание своей внешности. С первого взгляда не понять, кто бабушка. Сегодня многие бабушки дадут фору молодым. Обе жеманные. Чтобы встать с лежака – это целая церемония. Когда бабушка стоит рядом с внучкой, её внешний вид показывает гордость. Но не за внучку гордость, а за своё тело, за свой внешний вид. Видите, как я хорошо выгляжу!? Мама, находясь с ребёнком рядом, всем видом показывает, какой у неё неуправляемый ребёнок. УЖАС! Вы зачем приехали на пляж? Показать себя? Своё ухоженное тело? А мозги? Где ваши мозги – мне так хотелось подойти к ним и задать этот вопрос. Но не имею права!
Джон Готтман «Помните, дети склонны верить родительским словам. Если вы каждый день говорите МАЛЫШУ, что он вредный, он начинает считать себя именно таким».
Какой выход есть? Дорогие мои мамы и бабушки, конечно же, и папы! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был послушен, понимал ваши требования, повернитесь к нему лицом. Присядьте на корточки и начните с ним общаться, как с другом, глаза в глаза. Не сверху вниз! Ну и что с того, что ребёнку год, два, три! Именно с рождения ребёнок должен понимать, что вы друг! Начните говорить с ребёнком! Ребёнок должен выговориться, должен обозначить свою проблему. Он должен понять, что вы его слышите. Ребёнок должен слышать нотки уважения и доброго отношения к нему, даже если вы злитесь. Начните понимать своего ребёнка - его желания, потребности. Не забывайте обнимать детей. Обнимашки, целовашки - современные дети нуждаются в этом! Наберитесь терпения, это окупится на многие лета.
Не обсуждайте поведение ребёнка в присутствии не только посторонних ему людей, но и родственников.
Хвалите ребёнка за любые действия, не противоречащие нормам поведения в обществе.
Ну и самый важный совет, вы должны чувствовать своего ребёнка и все его желания стараться предвосхищать. Пусть это происходит, как будто вы предлагаете что-то нужное ему на тот момент. Конечно, в пределах разумного. Вот здесь ваш ребёнок, действительно, поймёт, что вы маг и волшебник и ему не надо устраивать истерики и доказывать свою сущность. Ребёнок научится доверять вам.
Вспомните, как вы ожидали появление этого чуда. Вспомните, какие меры вы принимали, чтобы ваш малыш не плакал: вовремя кормили, играли, гуляли на свежем воздухе, носили на руках... Вспомните, как вы мечтали, что именно ваш ребёнок будет самым лучшим. Вспомните, как нелегко было вам, если ваши родители не понимали вас. Поймите, что перед вами ребёнок! А ребёнок имеет право не знать! Учитесь сами заново быть детьми!
С вами была Светлана Калинская и мой канал «Ох, уж эта школа!». Жду ваши лайки и комментарии.