Традиционно в день железнодорожника в Щербинке на экспериментальном железнодорожном кольце "ВНИИЖТа", которое находится в непосредственной близости от платформы Щербинка курского направления, проходит самое масштабное в России событие в сфере железнодорожного транспорта - салон PRO//Движение Экспо.
За период со времён моего первого визита на экспериментальное железнодорожное кольцо в Щербинку, которое я совершил по совету Александра Шустова - моего давнего знакомого по железнодорожному моделизму в августе 2000 года, многое поменялось. Первые мероприятия, проводимые на щербинском кольце, представляли собой бесплатное катание всех желающих на ретро-поезде - поезде, в котором локомотивом являлся настоящий действующий паровоз. Нередко такое мероприятие могли запросто отменить просто так, без объяснения причин. В наши дни проводимый салон это полноценное шоу с парадом ретро-поездов, изучением каждого локомотива внутри и снаружи и увлекательным рассказом экскурсовода.
Некоторые моделисты создают модели локомотивов, участвующих в параде на кольце в Щербинке, которые впервые я увидел тогда - в августе 2000 года.
По иронии судьбы тогда в августе 2000 года праздника не состоялось. Погода в тот день стояла прекрасная, поэтому возвращаться домой не хотелось. На свой страх и риск я решил погулять по закрытой территории, прячась от охранников. Когда дошёл до кольца, то обнаружил одиноко стоящий в тупике паровоз ФД20 за номером 2109.
Рядом с ним находилась секция электропоезда СР3 и электровоз ВЛ22М с номером 1892.
Пока фотографировал электровоз, к паровозу неожиданно подъехала Волга, из которой вышел человек. Как оказалось это владелец этого паровоза, который разрешил побывать внутри. По его словам этот паровоз (на август 2000 года) является нерабочим и подлежит восстановлению до рабочего состояния. По некоторым данным в наши дни данный паровоз участвует в параде, а значит за это время его всё-таки довели до рабочего состояния...
К тому времени я имел некоторые сведения про паровозы ФД из книги В. А. Ракова "Локомотивы отечественных железных дорог". Но у меня в голове тогда всё время крутился вопрос, почему данный паровоз имеет серию ФД20, а не просто ФД, который я и задал владельцу паровоза. А ответ оказался простой:
Серия ФД20 являлась разновидностью серии ФД, где цифра обозначала нагрузку на ось в тоннах. Помимо ФД20 были более усовершенствованные паровозы ФД21 и ФДк, где последняя буква означала серию ФД с конденсацией пара.
После проведения владельцем паровоза ФД20 неформальной экскурсии по паровозу я пошёл дальше гулять по территории. Никаких охранников на территории я больше не увидел, зато наткнулся на таких же обманутых туристов, приехавших на праздник. По их словам на территории должен находиться ещё один паровоз, причём действующий (на август 2000 года). И действительно где-то из далека раздавались паровозные гудки. Пройдя минут десять пешком от экспериментального круга, где стоял ФД20 до местного депо мы увидели действующий паровоз серии Л за номером 5231.
В кабину нас не пустили, потому что паровоз растапливали. Но на разговор охотно пошли. На вопрос о том почему растапливают паровоз при отсутствии официальных мероприятий в честь праздника, нам сухо ответили, что на паровозе досжигают остатки угля, выделенных для покатушек по кольцу. Просто потому, что так надо. А на наши возражения, что можно было бы растопить паровоз и самим кататься по кольцу, подбирая всех желающих, был ответ, что за такую самодеятельность голову "оторвут". Вот такой тогда выдался праздник в августе 2000 года.
Уже в 2002 году, когда я в очередной раз поехал в Щербинку, мне удалось прокатиться на поезде того самого паровоза серии Л-5231, который тогда в 2000-м досжигал остатки угля. Впечатление от поездки на поезде под паровозом самые положительные. И не только потому, что это был один из немногих сохранившихся паровозов, но и потому что паровозная тяга сама по себе мягкая без рывков, толчков и ускорений. Ощущение такое как буд-то по волнам на моторной лодке летишь!
Для тех, кто хочет испытать на себе все ощущения поездки на поезде под паровозной тягой, то помимо Щербинки в некоторые выходные и праздничные дни от Рижского вокзала (иногда от Белорусского) ходит ретро-поезд в котором работает паровоз серии Л за номером 2344. Кроме него России и СНГ в рабочем состоянии сохранились паровозы Л-5248, который на Октябрьской железной дороге в Санкт-Петербурге, Л-3311 в Екатеринбурге, Л-4429 в Челябинске и в Л-3055 Киеве. И все эти паровозы работают в составе ретро-поездов по самым интересным туристическим направлениям.
Московским моделистом С. В. Братским в масштабе ТТ были выполнены модели паровозов серии ФД и Л. Причём последние выполнены как с угольным (Л-2034), так и с нефтяным тендером (Л-4259).
В качестве донора ходовой части паровоза Л-4259 с нефтяным тендером использована модель паровоза немецкой серии BR52 от Tillig. Мотор и привод находятся в тендере, что виляет не лучшим образом на ходовые качества.
Модель паровоза ФД20-1684 по предварительной информации выполнена в единственном экземпляре. Эта модель по праву является моделью паровоза ФД20, поскольку номера паровозов ФД20 шли до номера 2900, после чего строили паровозы ФД21.
Эти же моделистом в масштабе ТТ выполнена модель электровоза ВЛ22м-2034 в зелёной окраске. Модель находится в коллекции Александра Иванова.
Эту же модель в масштабе ТТ без номера, что засчитывается минусом в плане деталировки, в голубой окраске выполнил московский моделист Александр Щербаков.
В масштабе H0 в 2017 году компанией Modellmix была выполнена модель ФД20-270. В реальности паровоза ФД20-270 не существовало, однако данную модель по праву можно отнести к семейству паровозов ФД20, поскольку дымовая труба на паровозах ФД21 имеет прямоугольный выступ в отличие от паровозов ФД20.
Деталировка и цветопередача выглядят хорошо, но по непроверенной информации двигатель у данной модели находится в тендере. А это, как я уже ранее говорил, не лучшим образом влияет на ходовые качества модели.
В 2010 году неизвестным моделистом была выполнена модель электровоза ВЛ22м в масштабе H0 без номера, что также является минусом в плане деталировки.
Для создания данной модели, по предварительной информации, за основу была вяза модель электровоза Е50 от ROCO. Модель выполнена в единственном экземпляре, если не считать других аналогичных стендовых моделей. Ходовые качества неизвестны.
#локомотив
#паровоз
#электровоз
#железнаядорога
#макет
#моделизм
#хобби
#увлечение
#тт
#н0