Закон о самозанятых появился в 2019 году, но с тех пор менялся лишь дважды (последний раз в 2020). Юридически существенно не изменилось ничего, но за это время уже успела накопиться хоть какая-то информационная система, база знаний. С ростом числа самозанятых стали понятны выборки, включились все регионы — другими словами, появилась статистика, на основании которой можно делать первые выводы и проводить работу над ошибками.
Например, сейчас ФНС начинает проводить массовые проверки (активная фаза таких проверок началась в ноябре-декабре 2021 года) на предмет обоснования: почему компания работает именно с этим исполнителем, где она его нашла, почему организация работает с исполнителем по модели НПД и т. д. Понятно, что накопив хоть какую-то информационную базу, налоговая начала собирать базовые ответы и задавать стандартные вопросы на общее соблюдение написанного закона. Подобные запросы постепенно набирают обороты: их отправляют электронно, в то время как количество выездных проверок сокращается. Рассылают практически всем, и делается это, в первую очередь, для того, чтобы заказчики соблюдали законодательство и работали по-честному.
Тут важно отметить, что изначально эксперимент с самозанятыми создавался для вывода из тени фрилансеров и для обеления малого и среднего бизнеса, а не для ухода от уплаты налогов. Именно на этом моменте ФНС будет фокусировать свое внимание и пристальнее следить за бизнесом, уберегая компании от желания переквалифицировать трудовые отношения с сотрудниками в самозанятость.