Немногие музыканты вызывали в свой адрес столько обожания и негодования, как Джон Леннон, будь то в составе «Битлз» или в качестве сольного артиста. Как и любой смертный, он оставил сложное наследие. Его музыка обнажила недостатки автора, но также вдохновила слушателей по всему миру и изменили ландшафт поп-музыки.
Yoko Ono / John Lennon «Unfinished Music No. 1: Two Virgins» (1968)
Даже самые преданные битломаны были шокированы. «Два девственника» заходят гораздо дальше, чем любая экспериментальная работа «Битлз». Пластинка, записанная Джоном с будущей женой Йоко Оно за одну ночь в домашней студии, не содержит много «музыки». На ней зафиксированы случайные звуки и серия небольших интерлюдий.
«Unfinished Music No. 1» известен не только содержанием, но и скандальной обложкой с обнажёнными Джоном и Йоко. Компания Apple Records упаковала пластинки в бумажные пакеты и отправила в магазины.
John Lennon, Yoko Ono «Unfinished Music No. 2: Life With The Lions» (1969)
Вторая попытка Джона и Йоко задокументировать совместную жизнь в серии «Неоконченная музыка» была воспринята так же плохо, как и первая. Сторона B особенно примечательна документированием проблемной беременности Йоко и выкидыша в ноябре 1968 года. Честно говоря, не могу это слушать. Больно.
John and Yoko «Wedding Album» (1969)
Как и «Два девственника», финальный эксперимент на тему совместной жизни Джона и Йоко был более примечателен упаковкой, чем содержанием. «Свадебный альбом» вышел в комплекте с копией свидетельства о браке и фотографией свадебного торта.
Вышел курьёз с музыкальным критиком, который получил для рецензии две пластинки с тестовым звуковым сигналом на оборотных сторонах и предположил, что альбом двойной.
Леннон и Оно ответили телеграммой: «ДОРОГОЙ РИЧАРД, СПАСИБО ЗА ТВОЙ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАШЕГО СВАДЕБНОГО АЛЬБОМА, ВКЛЮЧАЯ СТОРОНЫ C И D. МЫ ПРИКИНЕМ ЭТО ДЛЯ НАШЕГО СЛЕДУЮЩЕГО АЛЬБОМА. ВОЗМОЖНО, ТЫ ПРАВ, ГОВОРЯ, ЧТО ЭТО ЛУЧШИЕ СТОРОНЫ. МЫ ОБА ЧУВСТВУЕМ, ЧТО ЭТО ПЕРВЫЙ РАЗ, КОГДА КРИТИК ПРЕВЗОШЁЛ АРТИСТА. МЫ НЕ ШУТИМ. ЛЮБОВЬ И МИР ДЖОН И ЙОКО ЛЕННОН».
«John Lennon / Plastic Ono Band» (1970)
«Я был моржом, теперь я — Джон». После всех метаний и шалостей Леннон взялся за привычные для себя песни — и записал шедевр. Предельно эмоциональный и сырой сольный дебют установил высокий стандарт музыкального самоанализа.
По словам Джона, пятимесячный курс терапии первичным криком пробудил в нём подавленные эмоции, которые он воплотил в песнях. Альбом документирует потерю Ленноном веры почти во всё, что его окружает, от религии до «Битлз». При этом избегая откровенного нигилизма.
Подробнее здесь:
«Imagine» (1971)
По контрасту с угловатым предыдущим альбомом «Imagine» был пышно спродюсированной пластинкой в более мягких тонах и с меньшим количеством личных текстов. Тем не менее, это далеко не ода позитиву. Леннон продолжает демонстрировать свои сомнения и вступает в песенную перепалку с Полом Маккартни:
Заглавный трек мгновенно стал символом протестного движения начала 1970-х. Песня — наряду с широко разрекламированными акциями Джона и Йоко в предыдущие годы — вызвала интерес правительства к Леннону как к человеку, который может возглавить революцию хиппи.
В последующие десятилетия «Imagine» был признан знаковым сольным заявлением Джона. Последующие релизы его так и не превзошли.
Подробнее здесь:
John & Yoko / The Plastic Ono Band «Some Time In New York City» (1972)
Последний альбом Джона и Йоко, спродюсированный Филом Спектором, воплотил атмосферу самого политизированного периода в их жизни, кульминацией которого стала слежка ФБР. К этому моменту большая часть музыки Леннона прямо или косвенно касалась политики и воспринималась как контркультурное явление. При поддержке нью-йоркской рок-группы Elephant’s Memory неугомонные супруги выступили против сексизма, расизма, колониализма.
John Lennon «Mind Games» (1973)
«Игры разума» знаменуют собой первую попытку Джона продюсировать самостоятельно. Записанный в знаменитой студии Record Plant в Нью-Йорке, альбом отступает от политических заявлений и в значительной степени возвращается к самоанализу. В этот период Леннон начал 18-месячную разлуку с женой и — по инициативе самой Йоко — начал встречаться с ассистенткой Мэй Пэнг.
В это же время разгорелась ожесточенная судебная тяжба Джона против депортации из США. Наблюдение и преследование со стороны правительства постоянно усиливались.
John Lennon «Walls and Bridges» (1974)
Этот альбом был написан и записан во время 18-месячной разлуки с Йоко — периода, который сам Леннон назвал «потерянными выходными». Он начал записывать альбом старых рок-н-роллов с Филом Спектором в октябре 1973 года, но сессии застопорились, а продюсер исчез.
Чтобы убить время, Леннон решил зафиксировать песни, написанные им в роскошном отеле на Манхэттене. Результатом стал альбом «Стены и мосты», который дал Джону его первый сольный сингл, занявший первое место в американских чартах. В песне «Whatever Gets You Thru The Night» на бэк-вокале выступил Элтон Джон.
John Lennon «Rock 'N' Roll» (1975)
Толчком к созданию «Рок-н-ролла» выступил судебный процесс. При написании «Come Together» в 1969 году Джон много заимствовал из песни «You Can't Catch Me» Чака Берри. Правообладатель подал иск о нарушении авторских прав, и мировое соглашение требовало от Леннона записи каверов трёх песен из каталога издателя. Это вдохновило Джона погрузиться в работу и записать целый альбом классики 1950-х.
Критики осудили эту попытку вернуться в прошлое, но в последующие годы поклонники и критики прониклись к пластинке симпатией.
John Lennon & Yoko Ono «Double Fantasy» (1980)
После пяти лет тихой жизни в стороне от шоу-бизнеса Леннон решил вернуться к музыке. Чтобы продемонстрировать обретённое семейное счастье, Джон и Йоко решили создать первый совместный альбом за восемь лет. Это коллекция прекрасных, зрелых, сентиментальных песен человека, который наслаждается жизнью.
Первоначально «Двойная фантазия» рассматривалась как тихое возвращение, но контекст быстро изменился. Леннон был убит всего через три недели после выпуска альбома, и пластинка стала эпитафией — и культурным явлением во всем мире.
John Lennon & Yoko Ono «Milk And Honey» (1984)
Альбом «Молоко и мёд» был задуман в качестве продолжения «Двойной фантазии», но Йоко понадобилось три года, прежде чем она смогла над ним работать. Большая часть материала Джона взята из черновых дублей и демо.
Несмотря на то, что «Milk And Honey» не был так хорошо принят с коммерческой точки зрения, как предыдущий альбом, он всё же показал себя вполне достойно по всему миру. И полон красивых песен, из которых я особенно люблю эту:
Спасибо Джону за музыку, а всем дочитавшим — за внимание!