Найти тему
Самвел Папикян live

Князь Моск и основание Москвы. Армянский след

Интересные две статьи раскрывают происхождение города Москвы. Авторы первой Гарольд Хант и Рассел Григ "Шестнадцать внуков Ноя". Ссылка на статью. В статье говорится:

Мешех — имя следующего внука Ноя, является древним названием города Москва. Москва является как столицей России, так и областью, которая окружает этот город. Один из географических районов, Мещерская низменность, до сегодняшнего дня называется по имени Мешеха, практически не претерпев изменений на протяжении столетий.

Во второй статье более детально рассмотрена данная тема. Автор Виктор Ваганян, доцент кафедры высшей математики РУДН (Москва). Ссылка на статью. Автор пишет:

Многие исследователи основателем Москвы считают князя Моска, потомка внука Ноя. Полагают, что Москва намного старше, чем принято считать. Вся дореволюционная Москва знала легенду о том, что Моск, внук праотца Ноя, прибыл с Араратской горы и основал Москву («Москва» означает «Моска вода»). Легенда об основании Москвы князём Моском зафиксирована в древнерусских источниках: «И созда же тогда Мосох Князь и градец себе малый на предвысоцъей горе той, над юсти Явузы ръки, на мъсте оном первоприбытном своемъ, именно Московским, идеже и днесь стоит на горе оной церковь каменная святого и великого меченика Никиты» Сей Мосох, «господарь всем нам», по словам летописца, был «муж крепкорукий и вытяганец лукосильный», и прибыл он с Араратской горы от отца своего Иафета» (1, с. 538).

Ваганян в своей статье делает подробный анализ происхождения слова Москва. Статья не маленькая, примерно 10 стр. текста, но очень интересная. Поэтому ниже будет представлена статья Ваганяна целиком.

Моск - основатель Москвы

Виктор Ваганян

Многие древнеармянские имена позже были эллинизированы: Ара стал Аресом (Аросом), Арам - Арамисом, Варак – Варосом, Маргар – Маргосом, Мовсар – Мовсесом, Татев – Татевосом, Теван – Тевосом, Тореал – Торосом и т.д. «Мов сар» по-армянски означает «Синяя гора». Вслово «синяя», помимо цвета, вкладывается некий сокровенный смысл: «блаженно-синяя». Так называли священную гору Арарат. В изначальной форме имя «Мовсар» нынче встречается у северокавказских горцев. Благодаря своей обособлённости они лучше сохранили древнейшие имена региона. Вероятно, имя «Мовсар» употреблялось и в краткой форме «Мовс». Звук «с» в начале или конце слова придаёт слову особый блеск. Род мовсов по-армянски – мовск (окончание «к» в армянском языке образует множественное число). Для армянского языка типичны четырёхбуквенные слова: согласная, гласная и подряд две согласные. Поэтому в армянском языке трансформация слова «мовск» в «моск» естественная процедура. Звук «в» сохранился в имени «Мовс» или«Мовсар» и после его превращения в «Мовсес». Согласно Библии «Мовсес» означает «вышедший из воды». Здесь отражена не этимология имени, а характеристика его носителя. Древние греки армянское имя «Моск» произносили на свой лад – Мосх или Мосох. Древние евреи произносили это слово как «Мошех» (вспомним также популярное у евреев имя «Моше»). Звуки «ш» и «с» часто переходят друг в друга: поэтому есть также форма «Мосех». Древние грузины имя Мосх (Мосох) произносили на свой лад – Месх (Мосех). От слова «мосех» произошло грузинское слово «сомех» («армянин»):

моск -> мосох -> мосех -> сомех

На юге современной Грузии находится провинция «Месх» («Месхети»). Великий французский шансонье Шарль Анзнавур родом из армян-месхетинцев. Он из благородного армянского рода Азнавуров. Само слово «азнавур» армянское и означает «благородный». Армянское слово «азнив» («честный»), от которого произошло слово «азнавур», показывает, что благородными в древнеармянском обществе считались честные. Отметим, что топонимика Месхети блестит армянскими словами: Арал, Ван, Вале, Клде, Уде, Хуло... Русская транскрипция слова «Клде» – «Коляда». Топоним «Уде» из системы армяно-арийских жреческих топонимов (от армянского слова «уд» – «еда», «удел» – «есть»; в русском это – родственное слово «еда»). Слово «уд», «уде» или «ад» встречается в названиях топонимов Адана, Адлер, Улан-Уде и др. Ад лер – Гора жрецов или Жреческая гора (арм.).

Многие исследователи основателем Москвы считают князя Моска, потомка внука Ноя. Полагают, что Москва намного старше, чем принято считать. Вся дореволюционная Москва знала легенду о том, что Моск, внук праотца Ноя, прибыл с Араратской горы и основал Москву («Москва» означает «Моска вода»). Легенда об основании Москвы князем Моском зафиксирована в древнерусских источниках:

«И созда же тогда Мосох Князь и градец себе малый на предвысоцъей горе той, над юсти Явузы ръки, на мъсте оном первоприбытном своемъ, именно Московским, идеже и днесь стоит на горе оной церковь каменная святого и великого меченика Никиты» Сей Мосох, «господарь всем нам», по словам летописца, был «муж крепкорукий и вытяганец лукосильный», и прибыл он с Араратской горы от отца своего Иафета» (1, с. 538).

Другие сведения о Моске: «среди титанов-хозяев севера Евразии – был и Япет (Иапет), ставший прообразом библейского Иафета (Яфета), от сына которого – Мосоха (Мосха, Моска) произошли москвиты – жители Москвы и Московии» (2 , с. 29). Здесь отражено тоже предание об обосновании Москвы Моском Первым, а также обширная деятельность его рода. Некоторые современные исследователи не без основания полагают, что Москва основана на стыке VI и VII веков князем Моском, потомком внука Ноя (1, 4). Тогда Москве 1400 лет! Обнаруженные древнейшие поселения восходят к V веку.

Возможно, легенда права в буквальном смысле: Москва основана Моском – внуком Ноя!! Сразу не говорите «нет» по формуле: «Не может быть, потому что этого никогда не может быть!».

Древнерусские источники внятно сообщают, что Моск прибыл с Араратской горы. Он пришёл не безымянным пилигримом, а со своим великим именем – Моск. Поэтому естественно смысл имени «Моск» объяснить на языке Араратского народа. А если исследователь очень хочет объяснить, но не владеет «араратским» (армянским) языком, то у него, кроме несуразиц ничего не получатся. Доказано, что легенда о Ное индоевропейская (6). Древнейшие индоевропейцы Араратской горы – армяне. Они там жили с незапамятных времён до Геноцида 1915 года. То есть, легенда о Ное армянская. А Моск был из рода Ноя. Как же тогда можно говорить о Моске и его имени в отрыве от армянского языка, армянской истории и Армянского Нагорья? Очень часто современные реалии не могут объяснить историческое прошлое, тем более, такое фантастически давнее прошлое, как явление северянам-руссам Моска Араратского. В таких случаях надо обращаться, выражаясь словами Мандельштама, к книге Земли, по которой учились первые люди – к Армении.

Моск – один из древнейших титанов земли Армянской. На Моска Араратского, как на одного из своих родоначальников, претендуют русские, евреи, грузины, чеченцы, мордвины… Если вернуться по следам Моска, то окажемся в Армянском царстве, на вершине свято-синей горы Арарат, у Ковчега Ноя. Там, на снегах времён Потопа остались наши следы…

Название города Мосул также восходит к предводителю Моску. Жители Мосуля на древнеармянском языке назывались москами. Ещё 4000 лет назад в Мосуле находилась резиденция царей Месопотамской Армении. Древние армяне и древние славяне «пересекаются» на всех топонимах, порождённых именем легендарного Моска. К Малой Азии, как одному из возможных прародин славян, приближался Михаил Васильевич Ломоносов (3), но… прошёл мимо. Основная причина сомнения: большое внешнее и языковое расхождение между славянами и армянами и др. аборигенами Малой Азии и Закавказья. Большое расхождение говорит не об изначальном расхождении, а о большом времени жизни двух братских этносов в разных географических и этнических средах.

Однако, будучи дальновидным учёным, Михаил Васильевич не отрицал, хоть и не подтверждал (из-за нехватки аргументов), родство москов и москвитов. Историк ХVIII века Василий Тредиаковский их отождествляет (7, с. 378). А Василий Татищев считал библейского Мосоха (Моска) праотцем славян (5). Вот как велик был во времена Ломоносова интерес к проблеме происхождения славян-руссов от москов! Этот интерес питаются возобновить некоторые энтузиасты, но слишком сильно противодействие комплекса «молодого народа». Чистое недоразумение считать русских молодым этносом (с 1500-летнимвозрастом). Многотысячелетние русские топонимы Армянского Нагорья ведь о чём-то говорят? Русским историкам в этой проблеме сильно мешает незнание армянского языка и армянских источников. Историки зациклились на великих древнегреческих источниках. Древняя Греция – фантастическое интеллектуальное явление в мировой истории. Взлёт древних греков был настолько высоким и грандиозным, что Природа уже почти 2000 лет отдыхает на их потомках… Пора повторить подвиг предков! Поклонники науки и искусства, друзья греков ждут Возрождения греческого народа во всей его древней мощи!

Мы на следующем, более культурном витке развития цивилизации снова увидим древних греков! Живут же где-то Аристотель, Архимед, Гомер, Диофант, Евдокс, Евклид, Пифагор, Платон… Я назвал всего несколько имён и все из земли вон выходящие! Для мировой цивилизации Древняя Греция как мать для ребёнка. А как отнеслась эта дерьмовая цивилизация к грекам в трагические для них дни? Лишь хромой рыцарь Байрон пошёл защитить мать Грецию и умер… Байрон каким-то трансцендентным и доступным только ему предсмертным чутьём, каким-то восходящим к арийским богам первозданным чутьём на пути в Элладу открыл для себя Первородник – Армению. Байрон посетил армянский монастырь на острове св. Лазаря около Венеции и стал изучать армянский язык, армянскую историю и культуру...

Величественная и грандиозная древнегреческая культура имела также негреческие истоки – ассирийские, вавилонские, египетские, иудейские, латинские, персидские, хеттские, шумерские, этрусские... А её первоисточник находился в божественно белых снегах армянской горы Арарат. На эту гору указывает Библия. Древнейшая история человечества лучше видна с вершины Арарата. Таково реальное положение вещей. Но чтобы преодолеть высоту священно-синей горы, надо сначала преодолеть себя… Вернёмся к Моску. До сих пор в армянских деревнях встречается имя «Моск» (сколько же ему тысяч лет?!). Есть фамилии Москян, Мосикян, Московян т.п. (Москалёв, Москаленко, Москвин и т.п.). Так что, имя «Моск» у армян, как и у русских, родное, коренное и находится в одном ряду с древнейшими и святейшими армянскими именами: Ар, Ара, Арам, Ной, Апет, Торгом, Гайк (Hajk) и др. В некоторых армянских диалектах имя «Моск» приняло форму «Мушк»:

Моск -> Мошк -> Мушк

Армянский топоним «Муш» происходит от имени Моска. Из-за созвучия топонима «Муш» и армянского слова «мшуш» («туман») иногдаделается вывод о происхождении топонима «Муш» от слова «мшуш». Муш – название провинции в Западной Армении. Житель провинции Муш на древнеармянском языке – мушк: в этом случае «Муш» произошёл от «Мушка» («Моска»), а не наоборот. Так же, возможно, русское слово «мозг» произошло от имени Моска, а не, наоборот (1, с. 539). Античные мушки не отдельная этническая группа, а армяне из провинции Мушк. Это армянское племя жило раньше в верховьях Ефрата. Древнейшее название Ефрата – Бюранун (Многоименный. – арм.). Позже племя мушков ушло на север, в сторону Закавказья. На западе Малой Азии мушков часто идентифицируют с фригийцами (близкими родственниками армян), а на востоке Малой Азии – с армянами. Мушки хоть и несколько обособлённо держались, как и впрочем, все сильные армянские племена (армяне, как известно, законченные индивидуалисты), но были и остались по сей день натуральными армянами. Их потомки называют себя - армянами из Муша – мшеци (на древнеармянском – мушк). Ныне они большей частью проживают в Месхети и Джавахке (Южная Грузия). Часть восточных мушков смешалась с картвельскими племенами, поэтому их иногда идентифицируют с картвелами. В армянской истории и мифологии мушки – армяне из Муша; они представлены армянскими былинными героями Мшак, Муш, Мош (Мешех, Мосох), Мушег и др.

А в некоторых армянских диалектах имя «Моск» приняло форму «Мокс». Есть армянский топоним Мокс. Из слов «моск» и «мокс» могли образоваться слова «мошк» и «мокш». Слово «мокш» («мокша») в древнеиндийской философии обозначал процесс отделения души от тела. Проще говоря – смерть. Это слово – этноним одного из мордовских племён – мокша. Есть река Мокша – правый приток Оки (в районе Пенз., Ряз., Тамб. областей). Сами мокши реку Мокша называют Рекой (Jov), т.е. гидроним «Мокша» для них чужеродный. Слово «мокша» не является мокшским, поэтому наша версия о его происхождении является довольно правдоподобной. Языковеды отмечают влияние древнеиранских языков на угро-финские языки. Но в этом индоевропейском влиянии на добрых «лесных» соседей присутствует также армянский элемент. Божественная частица «ар» присутствует в этнониме марийцев, в древнем этнониме удмуртов – арянин (отсюда топоним «Арск» – название города около Казани). В этнониме мордовского племени эрзя также присутствует божественная частица «эр» («ар»). Вероятно, существовала в незапамятные времена тесная связь между мордвинами и армянами. Этноним «мордвин» на древнеармянском языке означает «люди». Весьма почётный этноним. Этноним мордовского племени «эрзя», возможно, имеет этимологию:

Араз -> Арза -> Эрза -> Эрзя

От гидронима «Араз», вероятно, произошёл топоним «Арзамас»:

Араз -> Арза -> Арзамас

«Мас» – армянское слово: «часть», «участок». Поэтому «Арзамас» может означать «Речная часть». Возможно, топоним «Арзамас» имеет отношение к племени эрзя. «Арзамас» – «Участок арза» («Участок эрзя»). В Древней Армении существовали область Арзн и город Арзу (у Дионисия – Арзунитис). Есть армянское имя «Арзуман»: «арзу ман». «Человек арзу»? «Речной человек»? «Человек эрзя»? Смысл предложения «человек арзу» в армянском языке можно выразить словом «арзни». В Армении есть источник с таким названием – Арзни. Слово «Арзн» на древнеармянском языке буквально означает «вооруженный богом» – «божественный». Есть созвучные гидронимы Арза и Арзиль на Русском Севере…

Одни первопредки шумеров, согласно легендам, выходцы из острова Дальма (единого мнения о местонахождения этого острова, не существует). Другие их первопредки, вероятно, являются выходцами из провинции Муш: корень «шум» этнонима «шумер» при чтении справа на лево даёт название их прародины – Муш. Направление чтения в новой семитской среде, где издревле читают справа налево, изменилось и получилось обращённое слово – шум. А прообразом суффикса «эр» является божественная частица «ар». Смысл слова «шумер» таков: «Ар из Муша». Это вполне правдоподобно, поскольку соседние народы шумеров называли также армани, армина, эрмани. Отметим также словесную общность между армянским и шумерским языками: она составляет более 100 слов. Всё же, существует большое расхождение между армянским и шумерским языками, что можно объяснить ранним отделением шумеров от индоевропейской общности.

Пришельцы из острова Дальмаи армяне-мушки, вероятно, в Междуречье смешались с соседними семитскими племенами и образовали новый этнос – шумеры (5000 летд.н.э.). Согласно ассирийским источникам, мушки в XII веке до н.э. напали на Ассирию и обосновались к северу от неё в стране Алзи (это – армянская провинция Алджник к югу от Тарона). В 1115 г. до н.э. 20000 армянских воинов из Муша вошли в долину Верхнего Тигра. Вероятно, с шумерских времён экспансия мушков в Междуречье было естественной потребностью. Кстати, название древнеармянского царственного города Ани происходит от имени шумерского Бога Ана. Город Ани и провинция Муш расположены в одном регионе. Шумерский город Урим изначально назывался Арим, что на древнеармянском языке означает «Мудрый Бог». Сравним с названием уральского города Аркаим, что на древнеармянском языке означает «Мудрый царь». Родственные имена и по форме, и по содержанию. Переход звука «а» в звук «у» (звука «р» в звук «л», звука «ш» в звук «с», или наоборот) частое явление; он наблюдается также в Стране шумеров и на Урале:

Ар -> Ур Арим -> Урим Арар -> Урал

Двуглавая гора Масу шумерского эпоса «Гильгамеш», по всей вероятности, есть двуглавая гора Масис (Арарат). Именно на гору Масу спускается ковчег… А греко-римские историки Армянское Нагорье называли Масион. Очевидно, речь в «Гильгамеше» идёт об армянской горе Масис. Отметим, что изначальный армянский смысл слова «гильгамеш» (гилгомеш») – «круглый буйвол». Близкое родство по духу и сюжету эпосов «Гильгамеш» и «Давид Сасунский» говорит об очень древнем родстве шумеров и армян. Согласно многим фактам шумеры пришли с северных гор и были арменоидами. Шумеры помнили своё происхождение от северных горцев. Имя шумерского божества «Аруру» начинается с армянской божественной частицы «Ар»... Все эти моски, мосхи, мосохи, месхи, мошки, мушки, шумеры и т.п. армянские по происхождению племена. Они вышли с Армянского Нагорья и пошли во все четыре стороны. Их потомки на чужеродном субстрате породили новые этнические формирования и новые языки (с армянской «закваской»).

Литература

1. Асов А. Атланты, арии, славяне. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007.

2.ДеминВ. Н. Гиперборея. Исторические корни русского народа. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

3. Ломоносов М. В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года //Полн. собр. соч. Том 6. – М.- Л.: Издво АН СССР, 1952.

4. Свято-Русские веды. Книга Велеса. – Москва, ФАИР-ПРЕСС, 2001.

5. Татищев В. Н. Собрание сочинений. Том 1. – М.: Ладомир, 1994.

6. Тилак Б. Т. Арктическая родина в Ведах. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

7. Тредиаковский В. К. Полн. собр. соч. Том 3. – СПб, 1849.