Начало https://clck.ru/sdUUj
«Ребенок – вот наше спасение. Азат добрый и порядочный, несмотря на все его недостатки. С появлением ребенка он остепенится, я уверена» - думала Наташа.
Она всё вспоминала, как тепло говорил ее любимый о детях и о семье, о том, что он обязательно избавится от своей зависимости ради близких для него людей. Решено: она срочно должна забеременеть.
Очень скоро тест подтвердил, что всё идет по плану. Только вот она никак не ожидала, что беременность будет сопровождаться сильным токсикозом. Это обстоятельство усложняло задуманное: предстояли выпускные экзамены, до них оставалось около двух месяцев. Экзамены Наташа переживет. Самое главное на данный момент - это объяснить маме свое «интересное» положение. Разговор с Азатом она пока откладывала – в нем девушка была уверена, точнее, в его положительной реакции.
Мама догадалась почти сразу. Трудно было не догадаться, если дочь буквально наизнанку выворачивало, особенно по утрам.
- Какой срок? Что будем делать? – спросила она, еле сдерживая себя, чтобы не сорваться на крик.
- Рожать! Я буду рожать! Мы с Азатом поженимся. Как только получу аттестат.
- А он знает?
- Скоро скажу. Он обрадуется.
- Да, особенно родители обрадуются. Он на первом курсе. Как жить будете?
- У Азата есть квартира, родители купили. Денег они ему дают достаточно – нуждаться не будем.
- Сегодня же скажи ему!
- Хорошо, мамочка. Спасибо тебе. Я так боялась…
- Ну и хитрая же ты. Умеешь подмазаться.
- Я честно говорю тебе. Спасибо!
Наташа страшно волновалась в ожидании встречи с Азатом. Сегодня она ему признается. Но почему на душе так тревожно? Она должна успокоиться. Все будет хорошо.
Услышав от Наташи о её беременности, Азат растерялся. Не было, как показывают в фильмах, восторженных возгласов: «О! Как я рад! Не верю своим ушам! Спасибо тебе, родная!» Вместо этого он произнес:
- Мы же предохранялись… Ты говорила, все в порядке…
- Я думала, ты обрадуешься. У нас будет малыш, любимый… Это же здорово!
- Да, конечно. Но как-то неожиданно. Я не так это себе представлял, думал мы это сделаем по обоюдному согласию…
«Ничего страшного, со временем он привыкнет» - успокаивала себя Наташа.
Она более-менее сносно сдала экзамены. Молодые поженились. Только родители Азата не приехали даже познакомиться с родителями невесты, не просили выдать свою дочь за их сына, как это принято по традиции…
- Не считают тебя девушкой, достойной их сына. Надеются, что недолго вы проживете в браке… Тем более время такое – каждая вторая пара разводится, - сделала выводы мама.
- Главное, Азат любит меня и малыша будет любить. Он хороший. Все образуется, - отвечала Наташа.
Они стали жить в квартире Азата. Купили всё, чего недоставало для полноценной семейной жизни. Наташа старалась создать уют, готовить вкусно, чтобы муж был доволен. Он, кажется, был доволен, и она чувствовала себя счастливой…
Осенью, когда начались занятия в институте, Азат начал возвращаться поздно, иногда под утро, иногда на следующий день… Наташа знала, что он снова принимает наркотики, вернее, он и не прекращал, просто в первое время после женитьбы старался сдерживаться, возможно, остановиться… Наташа, давясь слезами, спрашивала:
- Ты же обещал, что бросишь, когда поженимся.
- Я не отказываюсь от своих слов – брошу. Как только родится ребенок.
Роды ожидались в начале января. Наташа много плакала. Было тоскливо на душе. Ни долгие прогулки на свежем воздухе, ни успокоительные, выписанные её врачом, не помогали… Азат словно не замечал ее состояния. Он почти не посещал занятия в институте, но каждый вечер уходил из дома… Наташа слышала, как ему звонил отец и кричал сердито. Кажется, Азата не допускали к зимней сессии…
Почти сразу после новогодних праздников родился прелестный мальчик. До чего он был красивый и милый, что сердце таяло…
Приходили родители Азата. Любовались малышом, брали на руки, умилялись… Когда уходили, пригласили к себе в гости. Все были счастливы.
«Боже! Кажется, все налаживается» - радовалась Наташа. Ребенка назвали Камилем. Это имя предложила мама Азата. Оказывается, оно означает «совершенство» или «совершенный». Наташе очень нравилось это имя. «Ты мое совершенство» - повторяла она радостно. «Конечно, совершенство – он же вылитый я» - шутил счастливый отец.
Через три дня Азат снова пришел под утро.
- Знаю, знаю… Можешь ничего не говорить. У меня нет зависимости. Я не колюсь, а вдыхаю… это совсем другое дело… Нужно время… Невозможно взять и бросить в один день…
- Хорошо. Сколько тебе нужно времени, чтобы бросить?
- Ну-у… Месяц, может, три…
- Месяц. Потом я уйду, вместе с ребенком. Вернусь к матери.
- Хорошо. Месяц. И ты никуда не уйдешь.
Немного помолчав, он добавил:
- Без вас я пропаду…
Это был самый кошмарный месяц в жизни Наташи. В Азата словно бес вселился… Кажется, он на самом деле, по-настоящему вселился. Муж Наташи вел себя так, будто хотел впрок нанюхаться кокаином… Хотела звонить его отцу, но подумала, что месяц надо подождать, раз дала обещание… Почти не переставая плакал ребенок… Наташа не помнила, когда она высыпалась последний раз…
Пришла мама и ужаснулась, увидев, в каком состоянии дочь…
- Собирайся! Едем домой! Я не выдержу, умру, переживая за тебя и ребенка.
Наташа прекрасно понимала, что нет смысла ждать окончания оговоренного срока… Но надеялась на чудо…
Чуда не произошло… Перед тем как покинуть квартиру мужа (кажется, уже бывшего), она позвонила его отцу и сообщила, что переезжает к матери, что сил больше нет... Отец сказал, что понимает ее, что Наташа может рассчитывать на них, они помогут, не оставят ее с ребенком без поддержки…
Но она чувствовала, что обрубать нужно с концами, дальше выживать одной… Она выживет, не пропадет. У нее есть сын, есть мама…
***
Вот что вспомнила Наташа, услышав знакомый голос, голос бывшего мужа, первого…
- Ну здравствуй, Азат! Хорошо выглядишь! Как ты? Как живешь? Женат? Дети есть?
- Есть! Представляешь, четверо!
- Нет, не представляю! Значит, у тебя все хорошо? Прости, но как такое возможно? – засмеялась Наташа.
- Если у тебя есть немного времени, я расскажу, что со мной произошло.
- Отойдем, сядем. Расскажи, пожалуйста…
- Только сначала скажи, как Камиль? С ним же все в порядке? Можешь не верить, но нет ни дня, чтобы я о вас не думал…
- Верю, конечно. С ним все в порядке. Оканчивает школу. Умный и красивый. И поет красиво, как ты… А теперь рассказывай.
- После твоего ухода я оказался на самом дне, - начал свой рассказ Азат. - Из института исключили, дома – сначала крики, угрозы, потом плач, уговоры… Родители устроили меня на лечение в дорогую клинику – через несколько дней я сбежал… Самый страшный момент в данной ситуации – это когда ты осознаешь, что стал полностью зависим от наркотиков и не в состоянии выбраться самостоятельно. Но кто мне может помочь – я не имел представления…
Не зря говорят, главное, чтобы появилось желание снова вернуться к нормальной жизни – и тогда обстоятельства жизни начинают складываться так, что появляется просвет… Я теперь точно знаю: таким образом приходят на помощь какие-то невидимые силы свыше, светлые, добрые силы…
Знаешь, в нашей семье есть такая традиция: время от времени на какие-то семейные торжества родители приглашают священнослужителя. Он читает молитвы, поминает в них умерших родственников, от имени живых желает им душевного покоя в мире ином, освящает дом, потом для присутствующих читает что-то вроде проповеди, как следует жить, как относиться друг к другу, как вести дела, чтобы удача не покидала нас… К этой традиции я всегда относился свысока, скептически, даже пренебрежительно. Мне не нравилось, что какой-то старик учит меня жизни…
Однажды на очередном семейном мероприятии вместо старого муллы, который уже много лет был вхож в наш дом, появился неизвестный мне молодой священнослужитель. Это был подтянутый, красивый, лет тридцати с небольшим мужчина по имени Ильдар. За всё время, пока он находился в нашем доме, я несколько раз поймал на себе его пытливый взгляд. Не знаю, в чем дело: или я выглядел так, что он догадался о моих пристрастиях, или родители посвятили его в мои проблемы… Скорее всего, и то, и другое имело место быть.
В отличие от других служителей он не стал читать проповедь, а предложил задать ему интересующие нас вопросы. Сказал, что постарается ответить, и шутливо добавил, что не зря же пять лет обучался за границей у мудрых профессоров – теологов. Пока шла непринужденная беседа молодого муллы с моими старшими родственниками, я тоже решил задать вопрос, который давно не давал мне покоя.
- Можно? – обратился я.
Ильдар кивнул, доброжелательно улыбнувшись. «Чересчур вежливый и воспитанный – даже как-то неловко» - подумал я и продолжил:
- С одной стороны, я всю жизнь слышу, что человек наделен свободой выбора, что он сам вершит свою судьбу, от него зависит, как сложится его жизнь. С другой стороны, что судьба человека предначертана. Все решает Бог, все зависит от него. Где правда? Как человеку быть?
- Как сложится жизнь человека, всецело зависит от него самого – это однозначно так. Недопонимание в этом вопросе возникает из-за того, что люди не знают или упускают из виду один момент: для Бога не существует такого понятия, как «время», он видит весь жизненный путь человека целиком, как говорится, в формате «здесь и сейчас» еще при его рождении. Получается, для Бога все ясно с самого начала, но мы, люди, живем в линейном времени, каждую минуту делая свой выбор…
- Потом мама сказала, что мой вопрос был самый умный, - засмеялся Азат. – Ну, мама есть мама…
Наташа слушала, не отрывая глаз от него. Изменился, возмужал, но такой родной и близкий…
Азат тем временем продолжил:
- Спустя несколько дней я бесцельно брел по лесопарку и вдруг рядом с собой услышал шуршание велосипедных колёс. Обернулся и вижу: Ильдар-хазрат на велосипеде, в спортивной одежде, остановился возле меня. Мы поздоровались, но в первую минуту я растерялся, потому что до этого никогда не видел муллу в шортах да к тому же вспотевшего от быстрой езды на спортивном велосипеде…
- Вот уж не ожидал увидеть вас в таком виде, - сказал я удивленно.
- Я ещё со школьных лет занимаюсь велоспортом. Теперь уже больше ради своего удовольствия… Такой релакс! Обожаю час-другой погонять на хорошей скорости.
- Я думал, релакс для вас – это намаз.
- Верно. И намаз тоже, если молиться от души, а не потому, что надо. Получается, я весь день получаю кайф, - засмеялся он.
Было странно слышать от священнослужителя слово "кайф", но, возможно, он это сказал специально для меня, намекнув таким образом, что удовольствие можно получать не только от наркотиков…
С ним было легко общаться, казалось, что он все обо мне знает, но при этом ничуть не осуждает… Ты замечала, бывают такие люди, от них словно свет исходит. Вот он такой...
В разговоре я обронил, что дома у меня тоже стоит навороченный велосипед, но я прокатился на нем раза два и оставил это занятие. Ильдар предложил мне показать отличный маршрут, увидев который однажды, будешь возвращаться на него снова и снова… Договорились встретиться завтра на этом месте.
Он оказался прав. На этом маршруте было все, чтобы получить полное удовольствие от езды на велосипеде: крутые спуски и подъемы, долгая ровная дорога по лесу, умопомрачительные виды на Каму…
Однажды он мне сказал, что жизнь обретает смысл тогда, когда ты начинаешь заниматься любимым делом.
- Что тебе нравится делать больше всего? – спросил он.
- Петь, - вырвалось у меня. – Но кому нужно моё пение?
- Не спеши с выводами. Если тебе дан красивый голос, будь уверен, слушатели найдутся. Я тоже люблю петь, особенно нашиды. Слышал, может быть? Это исламское песнопение. У меня есть сборник, сам составил. Могу дать послушать.
Эти песни я взял, чтобы не обидеть его, слушать не собирался. Удивительно, но как раз в эти дни отмечали какой-то праздник, возможно, религиозный, я точно не помню. По этому случаю на городской площади шел концерт. Я проходил недалеко от площади и вдруг, услышав песню, остановился как вкопанный. Пели мужские голоса. Песня была неописуемо красива, она не просто бередила душу – она переворачивала ее, лишала покоя, она говорила о том, чего я ещё не знал, но непременно должен узнать… Все, что я мог в этот момент, - это слушать… Тут меня осенило – это то, о чем говорил Ильдар!
Прибежав домой, я включил запись… Забегая вперед скажу, что песня, которую я слышал на городской площади, тоже была в этом сборнике… Я слушал, и в какой-то момент заметил, что по моим щекам текут слезы… Не помню, когда я последний раз плакал, хотя мне уже давно было очень плохо. Я не сдерживал слезы, казалось, что вместе с ними уходит что-то темное из моей души, а эта музыка наполняет меня светом и радостью… Она обещала мне избавление от тоски, давала надежду…
Дорогие читатели, продолжение следует. Буду благодарна, если дадите знать, понравился вам рассказ или нет. Спасибо!