Эрдэни (эрдэнэ) – драгоценность. Морин эрдэни – конь драгоценный. Так называли буряты коней, считая их даром богов.
Кочевую жизнь тяжело представить без верного помощника, поэтому племена Азии имели к коням соответствующее отношение. К тому же бурятские аборигенные лошади, несмотря на полудикую жизнь, обладают покладистым и спокойным нравом, что позволяет использовать представителей этой породы в иппотерапии, туристических прогулках, детско-юношеском спорте и любительской верховой езде: «Һайн мориндо эзэд олон, һайн хүндэ нүхэд олон – у хорошего коня хозяев много, у хорошего человека друзей много».
Бурятская лошадь имеет много общего с тувинской, якутской и монгольской лошадьми, а также с алтайской, калмыцкой и забайкальской породами. Первоначально предполагалось, что бурятская аборигенная порода произошла от монгольских лошадей. Однако проведённые генетические исследования пока не дали 100% подтверждения данной гипотезы, хотя указали на безусловное близкое родство пород; к тому же и бурятские, и монгольские лошади имеют ряд внутрипородных типов, связанных с ареалом распространения (районов происхождения, разведения и проживания), что усложняет исследовательскую работу.
Краткую информацию об аборигенной породе лошадей в современной Бурятии, а также об истории, родственных породах скакунов и некоторых фактах вы узнаете из текста. В конце статьи дана ссылка на видео «Буряад эмээл. Бурятское седло и конское снаряжение», снятого по заказу Центром народного творчества РБ.
Бурятская аборигенная лошадь
По данным издания «Конские ресурсы СССР» 1939 года самой низкорослой из местных пород Сибири была бурятская аборигенная лошадь. Высота в холке кобыл не превышала 130 см, жеребцов – 138 см. При таком невысоком росте масса тела достигала 300-350 кг., что говорит о массивном телосложении животных.
«Бурятская порода хорошо приспособлена к круглогодичному табунному содержанию на скудном травостое в условиях резко континентального климата. Лошади выносливые. Работают под седлом и в упряжи» – следует из текста статьи 1958 года, где упоминается и о том, что в целях улучшения продуктивности бурятскую породу скрещивали с тяжеловозными, рысистыми, верховыми, верхово-упряжными породами, такими как: русский тяжеловоз, орловский и русской рысак, донская и чистокровная верховая. Помесные животные были крупнее и продуктивнее. Причём при повышении удоя, приобретения некой элегантности и увеличения роста, животные продолжали сохранять приспособленность к местным условиям, что объясняет проведение селекционных работ и в настоящее время.
Коневодство является одной из традиционных отраслей животноводства Бурятии, однако аборигенная порода некоторое время находилась под угрозой исчезновения из-за завоза в республику большого количества животных других пород, в том числе и из-за рубежа. К счастью селекционеры, хозяйственники и учёные вовремя поняли, что подобное отношение может привести к полной потере ценного генофонда, а аборигенные животные являются не только частью культурного наследия народа, но и более приспособлены для жизни в климатических условиях Бурятии и устойчивы к ряду заболеваний. Поэтому Байкальским институтом природопользования была предложена «Разработка системы эффективных хозяйств на основе развития аборигенного номадного животноводства». Теперь сельхозтоваропроизводители, имеющие статус племхозяйства, могут получать господдержку на содержание племенного поголовья.
На начало 2022 года в Бурятии общее поголовье лошадей составляло 50 тыс. голов. Более 80% указанной цифры представлено лошадьми бурятской породы и их помесями. В республике 120 организаций занимаются разведением лошадей, из них племенным разведением исключительно лошадей бурятской породы до 2022 года занимался только СПК «Ульдурга», имеющий статус племзавода. С января 2022 г., по данным специалистов Государственной племенной службы Бурятии, появилось ещё одно хозяйство, заинтересованное в разведении племенных лошадей бурятской породы – «Утатуйское» Закаменского района.
А уже в марте текущего года статус «племенной репродуктор», дающий официальный допуск к разведению племенного поголовья, получили ещё два хозяйства – ООО «Тугнуй» Мухоршибирского района и ООО «Ажалша» Кижингинского района, – серьёзно занимающиеся содержанием и разведением лошадей.
Бурятская лошадь монгольского корня крепка и неприхотлива. Она практически круглогодично способна обеспечивать себя питанием за счет использования подножного корма, что значительно сокращает затраты на содержание при разведении аборигенных животных.
Эти сильные лошади с крупной, грубоватой головой, имеют хорошую оброслость, дающую к зиме тёплый густой и плотный подшерсток. Наиболее распространёнными мастями бурятских лошадей считается: вороная, гнедая, караковая, рыжая, буланая, серая и саврасая, хотя в настоящее время разнообразие окрасов увеличилось.
Как и в каждой породе имеются породные (внутрипородные) типы, условно разделённые на неулучшенный (истинные аборигенные лошади и приближенные к ним по экстерьеру) и улучшенный (несколько крупнее и изящнее), в которых также выделяются два массива: забайкальский и амурский.
Для аборигенных лошадей, разводимых в себе («неулучшенных»), характерны вариации в окрасах – «ремень на спине» (полоса более тёмного цвета вдоль спины), затемнённая окантовка кромки ушей и «зеброидность» (тёмные горизонтальные полосы на конечностях).
Помимо выносливости, устойчивости к заболеваниям, нетребовательности к условиям содержания и кормления, бурятские лошади обладают высокой сельхоз-продуктивностью, а также покладистым и спокойным нравом, что позволяет считать лошадей универсальными и использовать их не только в сельхоз-производстве, но и в иппотерапии, туристических прогулках, детско-юношеском спорте и любительской верховой езде.
В последнее время учёными ведутся генетические исследования ДНК-генеалогии аборигенных пород, что позволило получить ряд интересных сведений. Так, например, монгольские, алтайские и тувинские популяции лошадей образуют отдельные группы. Бурятская и забайкальская популяции, по результатам исследований, попала не в монгольскую, а в тувинскую группу. То есть, бурятская порода в качестве ближайших родственных пород (генетически близкие) имеет тувинскую и забайкальскую. Затем в качестве ближайшего родства выступает алтайская порода и только потом монгольская. Генетики не подтвердили версию происхождения забайкальской и бурятской лошади от якутской лошади, зато нашли сходство гаплотипов с итальянской лошадью породы мареммано.
С генетикой спорить тяжело, а вот толкование выводов, сделанных учёными по гаплогруппам, можно поставить под сомнение. Последнее время стало какой-то губительной тенденцией «искать исторические корни на Западе» (породы, народы, родственники) и не обращать внимания на реальные факты или на явные противоречия в выводах. Если генетическую связь с европейской породой (марреммано) объясняют и подтверждают исторической миграцией кочевого племени хори-туматов, то почему не учитывают все другие отечественные и европейские породы, встретившиеся на пути кочевников? Почему не берутся во внимание реальные факты использования жеребцов якутской породы в разведении забайкальских лошадей, прилитие кровей заводских пород к аборигенным коням, а также постоянные миграции кочевников в древности и до не столь удалённых времён по Сибири и Азии, то есть по территории современных республик РФ и Монголии?
Каждая порода имеет внутрипородные типы со своими особенностями и специфическими характеристиками и бурятская порода не исключение. Несколько экотипов образуют якутскую породу, а монгольская порода лошадей вообще подразделяется на множество кластеров.
Монгольских аборигенных лошадей подразделяют на: монгольские горные лошади, аборигенные кони Галшар (сомон аймака Хэнтий в восточной части Монголии), Тэс (сомон аймака Увс, на северо-западе Монголии), Дархад (дархаты (дархад) – один из народов Монголии, живущий в аймаке Хувсгел на севере страны), Мянгад (мянгад – монгольский народ, проживающий в южных провинциях Монголии) и др. В то же время есть публикации, где породу монгольских лошадей дархад омог считают тувинской породой, так как дархаты – субэтнос тувинцев, проживающих в Дархатской горной котловине и западном побережье озера Хубсугул, что считается родиной племени хори-туматов – предков забайкальских и агинских хори-бурят. А тэс относят к калмыцким лошадям, так как Тэс омог является местом проживания калмыков (ойратов). И это ещё одни неоспоримые доказательства близкородственного происхождения аборигенных коней бурят и монголов.
Образ коня широко используется в народном бурятском фольклоре. «Нүхэрэй һайниие ханилан мэдэдэг, мориной һайниие унажа мэдэдэг / Хороший друг познается в дружбе, хороший конь – в поездке». Одна из ведущих ролей в героическом эпосе бурят «Гэсэр» принадлежит богатырскому коню «хулэк», боевому товарищу героя, его верному другу, помощнику во всех боевых походах. В бурятских улигерах с любовью описываются скачки, бег коней. К коню относились как к символу удачи, а достоинство мужчины определялось по состоянию его лошади и конной сбруи.
Конь для бурята – дар богов, который надо беречь и лелеять. В связи с культом коня у бурят (подобно многим кочевым народам) предусмотрен, как непременный атрибут, коновязный столб – «сэргэ», символизирующий три мира (верхний, средний и нижний). Обряд воздвигания сэргэ проходил с соблюдением всех правил и в торжественной обстановке. На вершине столба имелось конусообразное утолщение. Под конусом вырезали две или три бороздки (зарубки), где верхняя предназначалась для коней божеств. В яму под коновязным столбом клали подношения.
Буряты называют скот обобщенным названием табан хушуун мал (пять видов скота): морин эрдэни (конь драгоценный), ухэр (крупный рогатый скот), хонин (овцы), ямаан (козы), тэмээн (верблюды). Запрещалось ругать, бить лошадей, наступать на удила. Традиции бурят, связанные с конём, сохранились в ритуалах и национальных праздниках: конные состязания (скачки, бег скакунов) обязательно проводят во время празднования Сурхарбан, ритуал водружения флажка хий морин (воздушный крылатый конь) хиидхуулэхэ («запуск коня ветров») – отмечая Сагаалган. Хий морин – конь ветра, символ удачи, влияющий на энергию человека. Хий морин оберегает и предохраняет от всяких невзгод. Символы удачи обязательно развешивают на второй день Сагаалгана , а при необходимости один раз в три месяца. В тибетской, монгольской и бурятской культуре хий морин печатают на ткани в следующей структуре: 1.Языки, 2.Изображение драгоценного коня, 3.Обрамление, 4.Ленты для вывешивания, 5.Текст.
По четырём углам изображены: дракон, мистическая птица Гаруда, тигр и лев, символизирующие воздух, землю, огонь и воду. Изображение коня – символа благополучия – размещается в центре. Вписывается личное имя человека и молитва о благополучии. Так же на флажке напечатаны восемь буддийских символов счастья (наймантахил) и семь драгоценностей (долоон эрдэни). Флажок освящается в храме, после чего развешивается на воздухе (привязывается к дереву или на крышу дома).
Проводится также конкурс конского убранства и снаряжения «Морин эрдэни», включенный в Международный бурятский фестиваль «Алтаргана». По заказу Республиканского центра народного творчества снят фильм «Буряад эмээл. Бурятское седло и конское снаряжение» (режиссер Владимир Ширапов ).
Фото из свободных источников. Литература:
1. Конские ресурсы СССР. М., 1939; Федотов П. А. Продуктивные качества лошадей Бурятской АССР // Коневодство. 1958. № 9.
2. Генофонд аборигенных животных Забайкалья. Тайшин В.А. Байкальский институт природопользования СО РАН, Улан-Удэ
3. Образ коня в бурятском фольклоре и литературе, Батуева Э.Б.
#республикабурятия #коневодство #культурноенаследие #народыроссии