Правильное название фортификационных сооружений в Севастопольской бухте - казематированные береговые батареи. "Казематированный" - от итал. слов "casa" (дом) + "matta" (матовый, невидимый), стало быть «невидимое здание». Но, конечно, казематами их никто не называет, а называют либо просто батареи, либо "равелины". В середине 19 века их было, по разным сведениям, от 5 до 10, они надежно защищали вход в стратегическую бухту. Каждой батарее назначалась своя зона обстрела, и у неприятеля не было никаких шансов прорваться сквозь перекрестный огонь. Сейчас остались только две батареи (в качестве музеев, разумеется) - Константиновская и Михайловская - обе на Северной стороне. В эту поездку мне удалось посетить Михайловскую батарею.
Михайловская батарея была построена в 1846 году и стала участником двух Оборон Севастополя. В отличие от соседней Константиновской, она осталась до наших дней не реставрированной, и предстает перед посетителями в том виде, в каком сохранилась. Впрочем, она прекрасна:
Я купила билет с экскурсионным обслуживанием (600 р) и прошла сквозь турникет. Было больше 30 градусов выше нуля, и от асфальта во внутреннем дворе нагнетался жар.
Благо, экспозиции музея находятся на втором этаже, за стенами почти в два метра толщиной, там прохладно.
Экскурсии проходят несколько раз в день - покупая билет, нужно понимать, сколько придется ждать до ближайшей. Мне пришлось ждать минут 15-20, за это время я ознакомилась с экспозицией, посвященной линкору "Новороссийск". Она не входит в экскурсионную программу, о чем меня предупредили сотрудники музея.
Печальную историю линкора, бывшего некогда флагманом Итальянского флота, именовавшегося "Джулио Чезаре" и переданного СССР после войны по репарации, я уже знала - он затонул в результате (предположительно) диверсии в 1955 на Севастопольском рейде.
Экспонаты выставки - личные вещи погибших матросов, их письма и фотографии. Много-много фотографий. Главный вопрос, волнующий, наверное, всех, кто изучал эту историю - почему не был отдан приказ об эвакуации? Почему начальство довело ситуацию до момента, когда корабль просто перевернулся, накрыв своим корпусом сотни членов экипажа, находящихся на палубе?
Все до жути просто - командующий Черноморским флотом Виктор Пархоменко не хотел слышать, что ситуация вышла из-под контроля и спасти корабль не удастся. Пархоменко признали виновным в ошибочном решении и наказали - понизили в звании. Интересно, как ему жилось потом? Спасли всего 9 человек. Говорят, матросы, заблокированные в отсеках тонущего корабля пели "Врагу не сдается наш гордый Варяг". Уфф.
Наконец, экскурсовод объявила о начале экскурсии и пригласила группу к началу основной экспозиции.
Один из первых экспонатов, которые я увидела - вот такая печь, которая была изобретена российским архитектором немецкого происхождения Иоганном Утермарком и к середине 19 века получила широкое распространение в России.
Но дальше оказалось еще интереснее:
Экспозиционные залы расположены в четком тематическом и хронологическом порядке. Основная часть экспозиции посвящена, конечно, Крымской войне 1853-1856 гг. Но не забыты также и история города Севастополя и Черноморского флота, Гражданская война, Первая Мировая, Великая Отечественная.
Из того, что запомнилось и показалось наиболее интересным:
Быт солдат и офицеров разных стран в период Крымской войны.
Мы увидели, как жили в казематах русские артиллеристы:
И, собственно, то, ради чего они здесь находились - орудие:
А вот как жили, например, англичане, которые во время войны обосновались в Балаклаве, и быстренько организовали себе железную дорогу, решив, тем самым, вопросы снабжения и логистики - все необходимое им доставляли по морю, а оттуда по железной дороге прямо в лагерь.
У них были даже консервы, содовая вода и иллюстрированные буржуйские газеты.
Французы англичанам ничем не уступали. Они обосновались в Камышовой бухте, и вскоре выстроили там целый город - с кафе, казино, театром, публичными домами и - непонятно зачем на фоне всего этого вертепа - католическими церквями.
Атака Легкой Бригады
Меня заинтересовал макет Балаклавской битвы, единственной успешной для нас в этой войне.
Я все думала-гадала, почему же для англичан это была такая трагедия, которая воспета в балладах. Есть известное стихотворение Альфреда Теннисона - "The charge of the Light brigade" ("Атака легкой бригады"). Вот отрывок:
Долина в две мили — редут недалече...
Услышав: «По коням, вперед!»,
Долиною смерти, под шквалом картечи,
Отважные скачут шестьсот.
Преддверием ада гремит канонада,
Под жерла орудий подставлены груди —
Но мчатся и мчатся шестьсот.
Оказывается, все дело в личном составе этой бригады - там служили "сливки" общества - сыновья лордов, пэров, и прочей потомственной аристократии. К моему, опять же, удивлению, "цвет нации" отправили на бойню по какому-то недоразумению, неправильно понятому приказу.
Посуда, посуда
Огромное собрание посуды осталось, видимо, от "союзников", которые даже в полевых условиях предпочитали питаться из фарфора.
Но посуда с символикой объединения союзных сил - Англии, Франции и Турции - такого точно больше нигде и никогда не увидишь!
Другие войны
В залах, посвященных революционному времени и гражданской войне я "встретила" старых знакомых:
Красных, конечно, тоже не забыли:
Один из уникальных экспонатов музея:
Есть несколько залов, посвященных Великой Отечественной Войне.
Другие выставки
Например, выставка местных художников:
Или выставка макетов боевых кораблей:
Продолжительность экскурсии - 1 час, но я застряла еще надолго, пока информация совсем не перестала восприниматься.
В конце, прогуливаясь по внутренней территории батареи, я нашла подтверждение, что мост через Севастопольскую бухту между Северной и Южной стороной когда-то существовал! Пусть и наплавной.
Михайловский равелин ежегодно становится площадкой для значимого события - офицерского бала.
В общем, это один из лучших музеев, где я побывала, кладезь и для изучения Крымской войны и для изучения истории России в целом. Обязательно хотелось бы вернуться еще!