Найти в Дзене
Тёмный историк

«Ловлю себя на радостном настроении» — реакция генерала Куропаткина на Февральскую революцию

Алексей Николаевич Куропаткин с 1898 по 1904 годы был военным министром Российской империи. До этого периода военачальник был начальником Закаспийской области (с 1890 по 1898 годы), где проявил себя хорошим организатором, много сделав для развития региона.

В качестве военного министра А. Н. Куропаткин попытался улучшить материальное положение солдат и казаков (к примеру, ввел чайное довольствие и походные кухни).

В ранние годы своей деятельности А. Н. Куропаткин принимал участие в Русско-турецкой войне 1877 — 1878 годов и в Среднеазиатских походах.

Алексей Николаевич Куропаткин (1848 — 1925).
Алексей Николаевич Куропаткин (1848 — 1925).

Забавно, что лично А. Н. Куропаткин был против войны с Японией, считая основным врагом России Германию. Кроме того, Алексей Николаевич был настроен резко против «безобразовской клики» и китайско-корейских амбиций со стороны части царской элиты.

Тем не менее, в историю А. Н. Куропаткин попал именно как неудачливый главком русских войск в 1904 — 1905 гг. Будучи хорошим «тыловиком», А. Н. Куропаткин не был талантливым боевым военачальником, сказывалась нерешительность данного деятеля. Он не сумел выиграть у японцев ни одного сражения.

Известный русский военачальник Михаил Дмитриевич Скобелев, по распространенному мнению, как-то сказал А. Н. Куропаткину, что тот очень хорош «на вторых ролях», но вот главным военачальником Куропаткину не стать из-за нехватки воли.

Михаил Дмитриевич Скобелев (1843 — 1882) и молодой Алексей Николаевич Куропаткин.
Михаил Дмитриевич Скобелев (1843 — 1882) и молодой Алексей Николаевич Куропаткин.

После 1905 года, однако, Алексей Николаевич ещё и в Первой мировой принять участие успел (главком армиями Северного фронта в 1916 году), тоже без особых успехов.

Но всё же применение А. Н. Куропаткину нашлось: в июле 1916 года его отправили подавлять Среднеазиатское восстание. И, надо сказать, это как раз была «стихия Куропаткина»: он отлично знал данный регион, ранее успешно в нем воевал и, что ещё важнее, хорошо знал местное население (и сам был лицом узнаваемым).

«Назначение А. Н. Куропаткина главным начальником Туркестанского края нельзя было не признать крайне своевременным и удачным. Он был уже по прежней своей деятельности крайне популярен среди всех народностей, населяющих Туркестан. Он любил туземцев, был доступен для них и внимательно входил во все их нужды, зная хорошо их быт...» (с) С. В. Чиркин. Двадцать лет службы на Востоке. Записки царского дипломата.

Портрет А. Н. Куропаткина. Художник: Владимир Поярков.
Портрет А. Н. Куропаткина. Художник: Владимир Поярков.

А. Н. Куропаткин к Февральской революции поначалу отнесся благожелательно. Более того, Алексей Николаевич считал, что после отречения Николая II (и отказа от власти Михаила Александровича) Временное правительство является законным.

«Мне, старому служаке, хотя и глубоко сочувствующему новому строю жизни России, всё же было бы непосильно изменить присяге, но, конечно, моё решение касалось бы только меня лично, войскам же и населению надлежало признать новое правительство даже и в том случае, если бы царская власть была бы свергнута насильственным путём...» (с) А. Н. Куропаткин. Дневник генерала, 6 марта 1917 года. Государственная публичная историческая библиотека России.

Тем не менее, Куропаткин опасался «углубления революции», особенно в регионе, за который он считал ответственным себя: в Туркестанском крае. Алексей Николаевич был весьма обеспокоен появлением Советов, как альтернативной власти. «Народоправие», по мнению А. Н. Куропаткина, в итоге выльется в развал фронта и распад государства.

Алексей Николаевич Куропаткин.
Алексей Николаевич Куропаткин.

Сам Куропаткин, находясь в Ташкенте, попытался максимально «сгладить углы»: собрал войска и часть населения, объявил им о переменах, потребовал «торжественного обещания» (повиновение новому правительству, продолжение войны, поддержание порядка).

А. Н. Куропаткин полагал, что без царского отречения в стране сразу бы началась Гражданская война, тогда как теперь её удалось избежать (хотя и не факт, что «пронесло»). Одного опасался Алексей Николаевич: что в армии рухнет дисциплина и что «политические споры» перенесутся в итоге на фронт. Тем не менее, настроение у военачальника было хорошее:

«Чувствую себя помолодевшим и, ловя себя на радостном настроении, несколько смущаюсь: точно и неприлично генерал-адъютанту так радоваться революционному движению и перевороту. Но так плохо жилось всему русскому народу; до такой разрухи дошли правительственные слои, так стал непонятен и ненавистен государь, что взрыв стал неизбежен...» (с) А. Н. Куропаткин. Дневник генерала, 8 марта 1917 года.

Алексей Николаевич Куропаткин.
Алексей Николаевич Куропаткин.

Однако, уже в конце марта 1917 года А. Н. Куропаткин был смещен со своего поста Ташкентским Советом солдатских и рабочих депутатов, помещён под домашний арест и отправлен в Петроград.

Правда, там его быстренько освободили, А. Н. Куропаткин даже беседовал с А. Ф. Керенским, Л. Г. Корниловым, А. И. Гучковым, Г. Е. Львовым, М. И. Терещенко и многими другими, рассказывая им о проблемах Средней Азии. Вообще, видно, что Куропаткин был человеком может и не очень решительным (и, разумеется, не Суворовым), но весьма внимательным к проблемам населения. Он понимал, что у 1917 года были свои объективные причины.

«Указал на необходимость не применять полностью принципа равенства, иначе Туркестан пойдёт назад: большинство голосов будет у туземцев, и они захватят всё в свои руки, а руки-то ненадёжные по нашей вине: 50 лет мы держали туземцев в стороне от развития, в стороне от школы и русской жизни. Керенский согласился с моим мнением, что, при неравенстве обязанностей с русским населением, туземцам не следует предоставлять и полноту прав...» (с) А. Н. Куропаткин. Дневник генерала, май 1917 года.

«Ответил в общем: вы в Петрограде и затем во всей России произвели революцию с целью обеспечить победу. Разложив армию, вы пока сделали обратное: обратили армию в значительной её части в толпу вооружённых людей, для победы против немцев малоспособную. Для победы надо, чтобы начальник командовал, а не просил...» (с) А. Н. Куропаткин. Дневник, 14 мая 1917 года. Эти слова Куропаткин сказал А. И. Гучкову.
«Ответил в общем: вы в Петрограде и затем во всей России произвели революцию с целью обеспечить победу. Разложив армию, вы пока сделали обратное: обратили армию в значительной её части в толпу вооружённых людей, для победы против немцев малоспособную. Для победы надо, чтобы начальник командовал, а не просил...» (с) А. Н. Куропаткин. Дневник, 14 мая 1917 года. Эти слова Куропаткин сказал А. И. Гучкову.

Уже в мае 1917 года А. Н. Куропаткин стал куда мрачнее смотреть на вещи: фактически он предсказал дальнейшие события — «поражение, презрение союзников и врагов, анархия и, быть может, вооружённое вмешательство других держав...»

Стоит отметить, что Алексей Николаевич Куропаткин в итоге отказался уезжать за границу (а ему предлагали), остался в Советской России. В последние годы преподавал в сельской школе и заведовал местной библиотекой. Неоднозначный был человек, как и эпоха, в которой А. Н. Куропаткин жил...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.