Найти тему

Наши союзники в Мали. Охотники уповающие на Бога.

Бойцы этнического ополчения догонов "Дан На Амбассагу". Ополченец вооружен югославским укороченным автоматом Zastava M92 со складным прикладом (копия советского АКМ). Изображение из открытых источников.
Бойцы этнического ополчения догонов "Дан На Амбассагу". Ополченец вооружен югославским укороченным автоматом Zastava M92 со складным прикладом (копия советского АКМ). Изображение из открытых источников.

Поддержите автора в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel

В 2016 г. в военном противостоянии в Мали появился новый серьёзный игрок. На стороне правительственных сил выступило этническое ополчение догонов «Дан На Амбассагу» (в переводе с догонского – «Охотники, уповающие на Бога»). Несмотря на скудность ресурсов, лидерам догонов в короткое время удалось создать довольно боеспособную военизированную группировку, отметившуюся непримиримым отношением к радикальным исламистам и поддерживающим их племенам. После прибытия в Мали ЧВК «Вагнер», странных бойцов в этнической одежде цвета охры можно считать нашими ситуативными союзниками в регионе. Но, обо всём по порядку…

Долгое время расположенная в глубине Западной Африки Республика Мали считалась заповедником спокойствия на континенте. Однако страна обладает слишком большими запасами сырьевых ресурсов, чтобы о ней так просто все забыли: золото, уран, медь, фосфаты, бокситы, алмазы и нефть. В конце концов серия прокатившихся по странам Магриба цветных революций, получивших в последствии название «Арабская весна», привела к дестабилизации внутренней ситуации в республике.

В начале 2012 г. этническое племя туарегов, представлявшее собой кочевую группу скотоводов, потребовало независимости от Мали. Одновременно с этим, алжирские правительственные силы вытеснили в северную часть республики отряды радикальных исламистов, которые немедленно пополнили ряды мятежников. Дело в том, что значительное число радикалов были туарегами, некогда проходившими службу в элитных подразделениях ливийской армии. В распоряжении сепаратистов оказались новейшие вооружения и средства связи, которые крайне эффективно использовались ими в ходе боевых действий.

Бойцы туарегов в северных регионах Мали. Фото из открытых источников.
Бойцы туарегов в северных регионах Мали. Фото из открытых источников.

В течение нескольких месяцев мятежники очистили от малийских войск обширные территории северных регионов и захватили несколько военных баз с хранящимся на них вооружением. Под ударами сепаратистов пали три северных провинциальных центра – Кидаль, Гао и Томбукту. Наиболее дальновидные представители туарегов предлагали на этом остановиться. Было объявлено об одностороннем прекращении огня в связи с достижением целей освобождения. 6 апреля 2012 г. сепаратисты провозгласили Независимое Государство Азавад и обратились к мировому сообществу о признании независимости государства.

Однако, такое развитие событий совершенно не устраивало радикальных исламистов, стремившихся поставить всю страну под власть шариата. Вскоре после провозглашения независимости между умеренными и исламистскими группировками сепаратистов начались вооружённые столкновения. Радикалы захватили города Гао и Томбукту, после чего приступили к разрушению древних мавзолеев и мечетей. Хорошо организованные и вооружённые исламисты двинулись на юг, планируя добраться до столицы Бамако.

"Восстание туарегов". Зелёным выделена территория перешедшая в 2012 г. под контроль сепаратистов. Изображение из открытых источников.
"Восстание туарегов". Зелёным выделена территория перешедшая в 2012 г. под контроль сепаратистов. Изображение из открытых источников.

С самого начала кризиса правительственные войска Мали оказались не в состоянии противостоять натиску сепаратистов. Армия потерпела ряд чувствительных поражений, уступив северные районы страны и оказалась неспособна подавить восстание туарегов. Именно это военные поставили в вину главе государства и 21 марта 2012 г. подняли мятеж. Захватив президентский дворец, здание государственного телевидения и казармы они объявили, что берут управление страной в свои руки, провозгласив главной целью подавление сепаратистов.

В январе 2013 г. по просьбе нового правительства Мали в регион прибыли французские силы быстрого реагирования. Перед ограниченным контингентом была поставлена задача обеспечить безопасность французских граждан, сохранить территориальную целостность бывшей колонии и освободить от исламистов север страны. Правительственным войскам при поддержке иностранных сил удалось быстро переломить ситуацию и уже в начале февраля появились сообщения о взятии последних оплотов сепаратистов.

Боец спецназа Французского Иностранного легиона. Операция "Сервал", Мали 2013 г.
Боец спецназа Французского Иностранного легиона. Операция "Сервал", Мали 2013 г.

Правда о полной победе над мятежниками говорить не приходилось. Восставшие туареги, по слухам, продолжали снабжаться оружием и финансироваться Францией, а радикальные исламисты работали в плотной связке с американскими спецслужбами и получали вооружение из Ливии. Возникает главный вопрос: зачем Вашингтон и Париж обучали и финансировали сепаратистов, против которых сами и вели непримиримую войну? Чтобы правильные парни пришли в места богатые сырьевыми ресурсами.

Имея в своём распоряжении довольно ограниченные силы (до 10 тыс. человек малийской армии, около 3,5 тыс. французов и до 3 тыс. человек войск коалиции стран Западной Африки), правительство и иностранные контингенты могли контролировать в 22 миллионной стране только провинциальные центры, аэропорты, отдельные дороги и стратегические добывающие предприятия. Всё остальное пространство Мали представляло собой серую зону, в которой продолжали хозяйничать группировки радикальных исламистов, умеренных повстанцев, племенные отряды самообороны и неопознанные бандитские формирования. Утверждалось, что в некоторых частях страны власть попросту отсутствует.

Нагорье Бандиагара (земля догонов) и прилегающие к нему равнины центральной части Мали. Фото из открытых источников.
Нагорье Бандиагара (земля догонов) и прилегающие к нему равнины центральной части Мали. Фото из открытых источников.

В таких условиях существовавшие и ранее межплеменные конфликты становились всё более жестокими. Так, одной из «горячих точек» стала территория компактного расселения народа догонов – нагорье Бандиагара и прилегающие к нему равнины центральной части Мали.

Догоны практиковали оседлое сельское хозяйство, в то время как их соседи кочевники-скотоводы фульбе (фула) веками пасли стада в обширных внутренних районах Сахеля – «тысячах километров саванн и полузасушливых полей, протянувшихся от Атлантики до Красного моря». Извечная напряжённость между земледельческим и скотоводческим народами продолжала обостряться в результате изменения климата в Сахеле, которое приводило к сокращению площади земель, пригодных к использованию и к всё большему оскудению источников воды. Соперничество за ресурсы уже не могло разрешиться путём переговоров.

Карта Мали. Красный овал - примерная территория расселения племени догонов. Изображение из открытых источников.
Карта Мали. Красный овал - примерная территория расселения племени догонов. Изображение из открытых источников.

В регионе участились случаи хищения крупного рогатого скота в общинах догонов и фульбе, сопровождавшиеся десятками безнаказанных жертв среди мирных жителей. Угонщики воровали скот и отгоняли стада в Буркина-Фасо. Счёт шёл на сотни тысяч голов. Племена обвиняли друг друга в организации нападений и проводили набеги возмездия, в ходе которых разоряли деревни, уничтожали поля, грабили и сжигали зернохранилища конкурентов. Попытки привлечь для наведения порядка власти страны не увенчались успехом. Правительственные силы безопасности оказались неповоротливы, малочисленны и слишком коррумпированы.

В 2016 г. после очередного кровавого инцидента, в результате которого погиб один из вождей охотничьего сообщества догонов Теодора Сумбуну, лидеры общин приняли решение об объединении разрозненных деревенских отрядов самообороны в военизированную группировку, основной задачей которой должна была стать «защита страны догонов». Новая региональная военная сила получила название «Дан На Амбассагу».

Группировка имеет иерархию, похожую на военную, с элементами местной экзотики – структура управления завязана на межобщинные отношения. Пост главы организации занимает начальник Генерального штаба догонов Юсуф Толоба. Как о нём пишут: «человек ловкий, с авантюрным характером». Тем не менее, он считается уважаемым и опытным полевым командиром, проходившим службу в малийской армии ещё в 1980-х годах. В качестве добровольца Толоба принимал участие в военном конфликте между Мали и Буркина-Фасо в 1985 г. В дальнейшем он провёл несколько лет на южной малийской границе в качестве инструктора по подготовке новобранцев.

В 1990-х годах Юсуф Толоба воевал против туарегов на севере Мали в составе военизированной группировки оседлых чернокожих племён «Ганда Кой» («Сыны земли»). В ходе боевых действий зарекомендовал себя и был переведён в элитный диверсионный отряд, где стал специалистом по рукопашному и ножевому бою. Считается, что чернокожие боевики в ходе проведения спецопераций не полагались на огнестрельное оружие, а предпочитали бросаться в бой исключительно с ножами. Кстати опыт, стратегия и методы вооружённой борьбы «Ганды Кой» с подачи Толобы получили широкое распространение в «Дан На Амбассагу». Именно поэтому бойцы движения часто имеют при себе этническое холодное оружие.

Бойцы этнического ополчения догонов "Дан На Амбассагу". Изображение из открытых источников.
Бойцы этнического ополчения догонов "Дан На Амбассагу". Изображение из открытых источников.

Группировка по большей части состоит из охранных подразделений, размещённых непосредственно в деревнях. Система самообороны догонов имеет «зонтичную» структуру, при которой ближайшие подразделения усиливают друг друга по мере необходимости. Кроме того, в «Дан На Амбассагу» присутствуют разведывательные и боевые отряды, которые дислоцируются в полевых лагерях. Во главе подразделений стоят командиры, в силу общинных отношений обладающие большой самостоятельностью.

Подготовка бойцов осуществляется в тренировочных лагерях, расположенных по большей части в регионе Коро (гористая местность, прилегающая к Буркина-Фасо). В качестве инструкторов используются бывшие малийские военные, призванные в ряды «Дан На Амбассагу». Набор рекрутов производится в основном из представителей догонов и союзных племён, хотя командование проявляет удивительную гибкость, декларируя, что готовы принять в свои ряды любого достойного кандидата, независимо от этнической принадлежности. Достаточно быть патриотом и готовым пролить свою кровь за страну. При этом, в качестве рекрутов не рассматриваются люди младше 18 лет, среди бойцов невозможно встретить несовершеннолетних.

Процесс обучения новобранцев "Дан На Амбассагу" в одном из тренировочных лагерей. Изображение из открытых источников
Процесс обучения новобранцев "Дан На Амбассагу" в одном из тренировочных лагерей. Изображение из открытых источников

Новобранцы проходят не только интенсивный курс боевой подготовки, но и изучают исконные приёмы догонов, применяемые для охоты и защиты деревень. Ополченцы учатся маскировке, выживанию в лесу и горной местности, тактике действий при встрече с исламскими радикалами. Бойцы обучаются владению различными видами оружия, как этнического, так и современного. После нескольких месяцев обучения воины распределяются в зависимости от своих умений в охранные, боевые или разведывательные подразделения.

Общая численность этнического ополчения составляет около 1000 бойцов (встречаются упоминания о 8 тыс. действующих штыков, но скорее всего это с учётом мобилизационного резерва). В качестве формы одежды ополченцы предпочитают использовать этническую охотничью одежду догонов цвета охры. Примечательно, что правительство Мали попыталось запретить не состоящим в группировке догонам ношение подобной униформы, чтобы иметь представление с кем имеют дело. Начинание было крайне резко воспринято племенным сообществом: «У нас есть два вида охотников - те, кто охотится на дичь, и те, кто защищает страну. Одежда охотника - это наследие и нельзя запретить человеку пользоваться ею.»

Бойцы этнического ополчения догонов "Дан На Амбассагу". Изображение из открытых источников.
Бойцы этнического ополчения догонов "Дан На Амбассагу". Изображение из открытых источников.

Тем не менее, бойцам начали выдавать специальные удостоверения о принадлежности к «Дан На Амбассагу», так называемые «Карты комбатантов», подписанные начальником штаба догонов Юсуфом Толобой и удостоверенные официальной печатью. На документе особо указано: «В случае утраты карточки предъявитель должен уведомить об этом командира подразделения».

Бойцы этнического ополчения догонов "Дан На Амбассагу". Обратите внимание на "Карточку комбатанта" размещённую на груди. Изображение из открытых источников.
Бойцы этнического ополчения догонов "Дан На Амбассагу". Обратите внимание на "Карточку комбатанта" размещённую на груди. Изображение из открытых источников.
"Карточка комбатанта" "Дан На Амбассагу". Фото из открытых источников.
"Карточка комбатанта" "Дан На Амбассагу". Фото из открытых источников.

Что касается финансирования деятельности военизированной группировки, то руководство догонов демонстративно дистанцируется от малийских властей: «Мы отказались от любых контактов с внешним миром (политическими партиями, социально-профессиональными группами и т. д.) и получаем некоторую финансовую поддержку только от членов семей, проживающих в «землях догонов» и наших этнических диаспор из других регионов. Однако, судя по всему, группировка всё же получает поддержку правительства Мали (особенно в области финансов и вооружения). В некоторых публикациях утверждается, что власти фактически передали на аутсорсинг этническим формированиям догонов обеспечение безопасности в отдельных районах страны.

Традиционно жители деревень, охотничьи сообщества и отряды самообороны догонов были вооружены кустарными или одноствольными дробовиками. Ополченцы использовали оружие и снаряжение, доставшееся им от отцов и дедов. Однако, с началом гражданского конфликта в Мали, относительно бедное сообщество стремительно обзавелось штурмовыми винтовками, автоматами Калашникова, 12,7-мм крупнокалиберными пулемётами «Корд» российской разработки, гранатомётами РПГ-7 и отметилось бесконечным запасом боеприпасов. Так, члены общины фульбе рассказывали о массированном обстреле со стороны бойцов «Дан На Амбассагу»: «они стреляли так, как будто пулям не было предела». В то же время сами догоны утверждают, что всё оружие – это военная добыча, взятая в боях у радикальных исламистов.

Охотник общины догонов с кремнёвым ружьём. Изображение из открытых источников.
Охотник общины догонов с кремнёвым ружьём. Изображение из открытых источников.
Комплект вооружения захваченный радикальными исламистами у "Дан На Амбассагу". Автоматы АКМС и АКМ возможно российского производства, 7,62-мм самозарядный карабин Симонова и 7,62-мм винтовка Мосина обр. 1891/30 гг. Фото из открытых источников.
Комплект вооружения захваченный радикальными исламистами у "Дан На Амбассагу". Автоматы АКМС и АКМ возможно российского производства, 7,62-мм самозарядный карабин Симонова и 7,62-мм винтовка Мосина обр. 1891/30 гг. Фото из открытых источников.

Несмотря на то, что связи между правительством Мали и догонами всячески отрицаются военной группировкой, ополчение широко использовалось Вооружёнными силами Мали (FAMA), в том числе в качестве разведчиков и осведомителей. Со своей стороны, «Дан На Амбассагу» признает действующую власть и в подконтрольных деревнях устанавливает национальный флаг страны. Бойцы принимают участие в активных боевых действиях против радикальных исламистов как с одобрения штаба армии, так и самостоятельно. При этом, даже в совместных операциях отряды «Дан На Амбассагу» имеют значительную свободу действий. Догоны не берут пленных: «Раньше мы передавали нападавших FAMA, но начали замечать, что некоторых – тех, кто сжигал наши деревни и убивал наших людей – отпускали. В результате мы больше не держим заключенных. Они устраняются.»

Естественно, что особое внимание лидеры «Дан На Амбассагу» уделяли разборкам с заклятыми друзьями-скотоводами фульбе, считая последних виновниками всех бед, пособниками и укрывателями исламистских боевиков. И действительно, исламисты глубоко проникли в общины фульбе, используя недовольство людей бедностью, бандитизмом, коррупцией в правительстве и конкуренцией за землю и воду. «Джихадисты прячутся в деревнях фулов, откуда совершают нападения и убивают нас, они готовы использовать своих людей в качестве живого щита, чтобы стрелять в нас из своих хижин» - заявляли полевые командиры догонов.

Пулемётный расчёт ополчения "Дан На Амбассагу" с ДП-27 (Дегтярев пехотный образца 1927 года). Фото из открытых источников.
Пулемётный расчёт ополчения "Дан На Амбассагу" с ДП-27 (Дегтярев пехотный образца 1927 года). Фото из открытых источников.

В ответ отряды «Дан На Амбассагу» проводили настоящие рейды очищения с разграблением деревень, убийствами мирного населения и угоном скота. Так, по мнению правозащитных организаций, 23 марта 2019 г. бойцы догонов устроили настоящую резню в деревне Огоссагу (провинция Мопти) в результате которой было убито около 160 человек.

Со своей стороны, лидеры «Дан На Амбассагу» решительно отвергали все обвинения в совершении военных преступлений: «У нас, охотников, есть внутренние правила, священные правила…мы не ведем себя как джихадисты или преступники, наша позиция ясна: мы не нападаем, мы только защищаемся. У нас строго запрещено нападать на женщин и детей; наш внутренний кодекс запрещает это.» Правда в кулуарах отдельные лидеры высказывались более откровенно: «Когда кто–то убивает или имеет намерение убить вашу семью – ваше сердце будет гореть - у вас не будет контроля над собой. Джихадисты убивали целые семьи, сжигали деревни.... Чего вы ожидаете от нас?»

На переднем плане боец догонского ополчения Дрисса Пудюгу.  "Шлем Адриана" - эхо Первой Мировой войны нисколько не смущает молодого воина. Шлем имеет для него особую ценность. Он принадлежал дедушке Хамадии Пудюгу, догону, который сражался за Францию в 1914-18 годах в рядах сенегальских стрелков. "Надев этот шлем, я хочу получить, мужество моего деда», - говорит Дрисса. Фото из открытых источников.
На переднем плане боец догонского ополчения Дрисса Пудюгу. "Шлем Адриана" - эхо Первой Мировой войны нисколько не смущает молодого воина. Шлем имеет для него особую ценность. Он принадлежал дедушке Хамадии Пудюгу, догону, который сражался за Францию в 1914-18 годах в рядах сенегальских стрелков. "Надев этот шлем, я хочу получить, мужество моего деда», - говорит Дрисса. Фото из открытых источников.

В 2018 г. правительство Мали выступило с предложением наладить более тесное сотрудничество с военизированной группировкой и включить наиболее боеспособные подразделения «Дан На Амбассагу» в структуры малийской армии в обмен на финансовую и материально-техническую поддержку. Однако не все военные лидеры догонов поддержали инициативу властей. Для многих оказалось гораздо выгоднее держать под контролем стратегические провинции и проходящие через них торговые потоки.

Поддержите автора в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel

Любители лёгкого чтения загляните на канал ТыжИсторик , где вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков.