Найти тему
Internetwar. Исторический журнал

Пэт Гэрретт и Билли Кид (1973)

Суровый и мужской вестерн Сэма Пекинпа можно охарактеризовать гоголевским «Я тебя породил, я тебя и убью». Только в данном случае еще вопрос, кто более отрицательный герой, условный «отец» или условный «сын».

Честно говоря, я к этому фильму пришел не через Пекинпа, а через Джеймса Коберна. Хоть он и староват уже для роли Пэта Гэрриета, но это ощущается слабо. Умение и играть и харизма способны вытащить и не такую роль.

1881 год, Нью-Мексико. Сюда, на земли некогда Дикого Запада потихоньку приходят закон и порядок. Бандитский разгул оттесняется к границе. Но старые кадры не сдаются. Впрочем, часть из них ловит носом ветер и понимает, что пора сменить сторону.

Пэт Гэрретт и Билли Кид – два осколка эпохи Дикого Запада. Наставник Пэт и ученик Билли, выдающиеся грабители и убийцы. Однако закон подбирается всё ближе, поле для деятельности становится всё меньше. Пэт наступает гордости на горло и надевает звезду шерифа. Билли, разудалый малый, отказывается признавать перемены. Надо ли говорить, что именно Пэту поручается избавить Нью-Мексико от Билли?

-2

Это типичный, если не лучший, фильм Пекинпа. Его стиль так же узнаваем, как стиль Серджио Леоне. Суровые мужики, ежеминутно готовые застрелить или быть застреленными. Горы трупов. Бескомпромиссная война. Многозначительные разговоры с минимумом слов. Тягучая музыка.

Кстати, о музыке. Именно для этого кино Боб Дилан написал «Достучаться до небес» («Knockin’ on Heaven’s Door»). Песня потом часто всплывала в других фильмах, но впервые прозвучала именно в «Пэт Гэрретт и Билли Кид».

Да, еще одна фишка Пекинпа – множество эпизодов, малых сюжетных линий, персонажей, которые вроде бы и не нужны основному конфликту, которые вроде бы только утяжеляют фильм и раздувают бюджет. Из-за этого у режиссера со студией была ругань.

Часть эпизодов Пекинпа снимал тайком, а студия потом их вырезала из своей версии фильма. Говорят, Пекинпа даже помочился на кассету с этой версией. В принципе, мог, с него станется.

-3

Если задуматься, то режиссер прав. Явным образом не оказывая влияния на основной сюжет, второстепенные сцены играют на настроение, на поэзию фильма. Это как из фильмов Леоне вырезать крупные планы разреза глаз в эпизодах с дуэлями. Можно без них понять, что происходит? Да. Но будет ли у зрителя то же настроение? Нет.

Да, так вот основной сюжет – противостояние Пэта Гэрретта и Билли Кида. Это достаточно сложные персонажи. Первый – новоявленный шериф и по идее должен быть положительным героем. Но всеми по ходу фильма воспринимается как предатель и даже подонок. Он ищет себя в новом мире, но тот отрыгивает Пэта.

Билли Кид – однозначный бандюга, жестокий убийца. Однако он не лишен обаяния и харизмы, у него есть своеобразный кодекс чести. Назвать его положительным героем, конечно, нельзя, но хочется. Этот сразу отрицает происходящие изменения, не желает принимать новый мир, ведет свои прежние жизнь и войну.

Важно, что между Пэтом и Билли имеется крепкая связь ученика и учителя. Оба понимают, что им предстоит сойтись в смертельной схватке, оба этого не хотят, но и не уклоняются. У кого из них не дрогнет при встрече рука?

-4

Попутно обсасывается тема происходящих на Западе изменений. Так ли уж прав шериф, защищающий оборзевшего богатея? Так ли не прав бандит, мстящий богатею за его свинство? Так ли хороша смена законов Дикого Запада на законы цивилизованной капиталистической Америки?

Фильм обязателен к просмотру поклонникам вестерна и, пожалуй, не подойдет тем, кто не тащится от этого жанра – может показаться затянутым и странно склеенным.

7 из 10

#вестерн #кино #фильм