Помню, какое впечатление произвёл на меня фильм «12 разгневанных мужчин». Скорее, не сам фильм, а осознание того, насколько наше видение мира ограничено. Мы можем понять и принять что-либо, только если мы пропустили это через себя, и именно так, как пропустили.
Так и с выставкой работ Бэнкси. Ещё полгода назад они не произвели бы на меня такого впечатления, как сейчас. Да, я знал о нем, видел его работы, но почувствовать их пронзительность и боль смог только тогда, когда сам оказался переполнен эмоциями. Которые никуда не деть, только надвинуть капюшон на лицо и пойти ночью выплёскивать их краской на заборы и стены.
Можно по-всякому называть Бэнкси. Художник, вандал, культурный феномен, арт-террорист, провокатор, гений, но одно несомненно - его творчество никого не оставляет равнодушным, потому что отражает злободневные политические, социальные, демографические проблемы в обществе, неудобную правду, в которой так не хочется себе признаваться.
«Если вам есть что сказать людям, и вы хотите, чтобы они вас услышали, носите маску» - говорит Бэнкси.
Да, его личность неизвестна миру, есть много гипотез, кто бы это мог быть - среди них есть версии, что Бэнкси - женщина, или группа художников, а не один человек, но лично для меня он весь вот в этом своём граффити. Пацифистский бунтарь, швыряющий в мир букет цветов вместо гранаты. Мне кажется, именно этого он и добивается, сохраняя свою анонимность - чтобы люди смотрели на его работы напрямую, не отвлекаясь на его личность.
Так о чем нам кричит Бэнкси? О бездумном потреблении, стремительно растущем в современном мире. Мы тратим деньги, время и силы на покупку совершенно ненужных и неважных вещей, ставя под угрозу экологию и дальнейшую нормальную жизнь планеты (больше покупок - больше мусора).
О коммерциализации, которая приникла почти во все сферы жизни. Тут можно вспомнить его акт мести за продажу «Девочки с шаром». В картину был встроен шредер, и после объявления о ее продаже, кто-то из сидящих в зале включил механизм и половина картины была уничтожена.
О социальном неравенстве и катастрофической бедности части людей.
О том, что мы часто делаем что-то и не думаем о последствиях.
О жестокости и насилии, никак не покидающими наш мир, несмотря на то, что пропагандируется вроде как другое.
Бэнкси, кстати, не только художник. В 2015 году он организовал временный арт-объект под названием «Дисмаленд». На территории заброшенного открытого бассейна на 5 недель появился «семейный тематический парк, непригодный для детей».
И наверное, самое пронзительное, что хочется показать -
если мы не будем помнить, что все мы находимся в одной лодке на нашей планете,
нас ждёт
Выставку можно посетить в павильоне 21 (рядом с Москвариумом) на ВДНХ. Подозреваю, что Бэнкси не в курсе её, и такую цену за вход он бы не одобрил, но увы - у нас мало других шансов познакомиться с его творчеством вживую.
#не всё так однозначно