Найти тему

"Сбежавшая невеста": поиск мужа или своей идентичности? Анализ личностной структуры героини.

Оглавление

Романтическая мелодрама «Сбежавшая невеста» не так проста, как кажется. Нам показана героиня, проживающая травматичные последствия хронического эмоционального пренебрежения в родительской семье, где перепутаны понятия «забота» и «обесценивание», «сочувствие» и «насмешка».

К моменту знакомства Мэгги (Дж.Робертс) и репортера Айка (Р. Гир) она уже 3 раза сбегала со своей свадьбы. Четвертый жених, используя знания спортивных психологов, тренирует у нее умение фокусироваться на цели: к жениху она должна идти, глядя ему в глаза, не теряя этот контакт.

Кадр из фильма "Сбежавшая невеста"
Кадр из фильма "Сбежавшая невеста"

Айк начинает свое репортерское расследование подобно психотерапевтическому исследованию того, что же происходит с героиней и что заставляет ее искать, а потом бежать. Узнав о Мэгги достаточно, он эмоционально ей выдал свое мнение:

- Никакая ты не поддержка им! Какая ты поддержка?! Ты просто боялась тогда, боишься теперь! Ты самая растерянная женщина!
- Растерянная?!!
-Неуверенная! Ты настолько растерянная, что даже не знаешь в каком виде любишь яйца!
- Что?
- Да, именно так! Со священником ты любила болтунью. С музыкантом – глазунью. С жучковедом – яйца пашот. А теперь только белки.
- Это называется "изменить мнение".
- Нет, это отсутствие собственного мнения!

Слова Айка прозвучали как гром для Мэгги. Никто и никогда вообще не говорил о ее мнении, никто с детства не обращал внимания на потребности, желания и интересы. Мэгги выросла, ничего не понимая в себе, не зная чего хочет и какая она, не понимая, когда ее обижают и ранят, а когда это делает она.

Почему Мэгги самая растерянная женщина

Что привело Айка к его выводам?, не только ведь информация о яйцах ) Давайте перечислим сцены, где это четко видно:

1. Героиня не понимает, какое впечатление и какие чувства вызывает у подруги Пегги, когда «поддерживает» мужа последней, а на самом деле флиртуя с ним. Чувства Мэгги никогда не учитывались, поэтому и она не понимает, что ее поведение ранит чувства подруги.

2. Она не знает какая она, как ее воспринимают другие. Пегги дает ей такую характеристику:

- Ты такая : «Я вся такая очаровательная и таинственная и сама не понимаю, что это прячется во мне. И умоляю такого мужчину как ты о защите»

Мэгги не понимает какая у нее подруга, и как та сама о себе думает:

Мэгги: Ты абсолютно таинственная!
Пегги: Таинственная и непонятная - это разные вещи.
Мэгги: Я – непонятна.
Пегги: Нет!!! Ты – чудачка. Чудачка и непонятная - это совсем разные вещи.
Мэгги: Я думаю, существует возможность того, что я просто чокнутая очень глубоко и необратимо. Я все равно люблю тебя и обещаю не флиртовать с Кори.
Пегги: ......Ты с детств такая! (здесь мы понимаем, что проблемы действительно тянутся хвостом из детства). И я думаю, раз ты теперь осознала, что это порой ранит чувства людей , может пора поладить с жизнью?

3. Увидев свадебное платье, которое Мэгги очень хотела и теперь может себе позволить, она отказывается от своей мечты, после натиска продавщицы.

4. На вечеринке Айк услышал как близкие Мэгги произносят странные для него тосты – они саркастические, высмеивающие ее поведение на свадьбах. Он удивлен, что она злиться не них, а на него за то, что он защитил ее от обидных насмешек семьи. Но для Мэгги такое отношение привычно, другого она не знала. Отсутствие эмпатии, заботы, уважение к чувствам и личным границам в этой семье нет. Вспомним одну из свадеб - когда Мэгги опять сбежала, ее отец не высказал никакой обеспокоенности повторяющимся поведением и состоянием дочери, он больше расстроен тем, что проиграл деньги на ставке результатов этой свадьбы.

Кадр из фильма "Сбежавшая невеста" . Мэгги слушает шутки своего отца
Кадр из фильма "Сбежавшая невеста" . Мэгги слушает шутки своего отца

Почему Мэгги сначала сбежала от Айка, а потом все-таки без страха вышла за него замуж

Для начала надо понять, как формируются представления о себе и своей ценности.

Для того, чтобы понять кто ты и какой ты тебе нужен другой человек. Тебе нужен его голос, обращенный к тебе и взгляд, направленный на тебя. Голоса, которые окружали тебя с рождения, потом станут твоим внутренним голосом. Голосом, который будет тебе, что то разрешать, запрещать, стыдить. Взгляд другого, обращенный на тебя становится твоим первым зеркалом. В этих глазах ты увидишь себя таким, каким ты признан другим. И ты присвоишь этот взгляд себе - это будет твоим знанием о себе. То, что тебе говорили и то, каким тебя видели становятся твоим представлением о себе. Это то, с чем ты идёшь по своей жизни.

Но целостная ли эта картина понимания себя? Был ли внимателен, эмпатичен и заботлив взгляд другого? Соответствуют ли твои представления о себе - Тебе? Скорей всего нет. Может поэтому сейчас так востребованы психотерапия, коучинг, менторство, наставничество.

В этих формах помощи самое главное это - другой, который видит тебя по другому, он видит в тебе что то новое. И в конце концов ты присвоишь этот взгляд себе. И ты узнаешь себя по новому. Трансформации без другого невозможны.

Кадр из фильма "сбежавшая невеста". Айк с интересом ждет какое блюдо из яиц закажет Мэгги. Мэгги заказала, то что и ее будущий муж (слева)
Кадр из фильма "сбежавшая невеста". Айк с интересом ждет какое блюдо из яиц закажет Мэгги. Мэгги заказала, то что и ее будущий муж (слева)

Это мы и видим в истории Мэгги. Ее представления о себе были скудные, разорванные, зачастую перевернутые. Она не понимала какая она. Отчаянно пытаясь отразиться в глазах другого, на самом деле она отражала партнера. Она копировала его поведение, образ жизни, пристрастия без попыток заглянуть в себя.

В какой то момент она переполнялась чужим материалом и убегала от человека, разрывая связь с ним и исторгая из себя его интересы и ценности. И начинался поиск нового партнера.

Айк задавался вопросом: «Почему в нее влюблялись, она ведь не красавица?» На это хорошо ответила Пегги: мужчины откликались на поиск того, кто даст ей понять какая она. Но в отношениях с мужчинами этим зеркалом становилась она, в качестве связи с другим она предлагала отражение партнера без проявлений своей индивидуальности, это соблазняет. Создается иллюзия двух половинок целого. Пегги права, с этим трудно бороться.

Кадр из фильма "Сбежавшая невеста" . Мэгги впервые слышит - "покажи своим пальчиком на себя". С этого начинается разворот Мэгги в поисках на себя.
Кадр из фильма "Сбежавшая невеста" . Мэгги впервые слышит - "покажи своим пальчиком на себя". С этого начинается разворот Мэгги в поисках на себя.

Мэгги родилась и живет в маленьком городке, и у нее уже есть устойчивое место в этой системе. Поэтому она ходит по навязчивому кругу своего сценария. Не происходит ничего, что может разорвать этот круг. Пока не появляется Айк. Он другой, он отличается от жителей городка, у него другой взгляд на Мэгги. И то, что он говорит о ней приводит ее в гнев и недоумение. Но он показывает и доказывает свое мнение. Мэгги впервые останавливается и начинает задумываться какая она.

Первая попытка Айка жениться на ней была слишком поспешной. Изменения в Мэгги еще не произошли, для этого требуется время. Ей было необходимо остаться одной, без партнера, и погрузиться в себя. Она начинает с самого начала – с понимания того, какую еду она предпочитает.

Начался процесс познания себя. Конечно, он не быстрый, но она и не обещает Айку, что будет легко. Сейчас она вступает в отношения уже будучи индивидуальностью, она знает что она хочет.

Символично, что на второй попытке сыграть свадьбу они скачут не на одной лошади как в первый раз, а каждый на своей. У каждого есть свое место. И это только начало ее пути к себе!

Если вам понравился разбор фильма, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал и на мой телеграм

#киноанализ #сбежавшая невеста #психотерапия #фильмотерапия #психология #джулия робертс #самоценность #поиск себя #идентичность #киноклуб