Истеричность Западной Европы чаще всего олицетворяет обозреватель моей любимой британской «Гардиан» Саймон Тисдалл. Вот и сегодня он виртуозно мотает сопли на кулак в воскресном выпуске газеты, который выходит, как обычно, под титлом «Обзервер». Читаю и угараю!
Поскольку война Путина сеет панику по всей Европе, украинцам надо опасаться удара в спину
Посадка Путина под стражу — это единственная надежда на разрешение проблемы. Это стратегическая цель, к которой Запад должен энергично стремиться
Стратегические цели Запада на Украине — отразить вторжение России, восстановить национальный суверенитет и добиться победы глобальной демократии над «силами тьмы» — были четко изложены президентом США Джо Байденом в Варшаве в марте и впоследствии одобрены британскими и европейскими лидерами.
Что всегда было менее ясно, так это то, действительно ли они рассчитывают достичь этих целей, учитывая далеко не героический отказ НАТО от прямого участия. Теперь возникает неудобный, даже тревожный вопрос: должны ли украинцы готовиться к удару в спину этой зимой?
Спустя почти шесть месяцев войны увеличивающийся разрыв между риторикой и реальностью становится потенциально фатальным. Возмущение общественности в связи с вторжением сменяется беспокойством, граничащим с паникой, по поводу его тревожных побочных последствий для цен на энергоносители и продовольствие, а также стоимости жизни.
Это, в свою очередь, порождает сомнения в стойкости Запада. Как скоро и без того шаткое единство Европы рухнет, если и когда российский газовый кран будет наконец перекрыт?
Байден представил войну как часть всеобщей борьбы между добром и злом. «Мы поддерживаем вас, — сказал он украинцам. — Быстрые и суровые издержки — это единственное, что может заставить Россию изменить курс».
Большая часть его речи была знакомой приятной фланелью. Несмотря на беспрецедентные санкции, Россия не изменила курс.
Направляя Байдена в том же месяце, Борис Джонсон зловеще заявил, что «акт агрессии Владимира Путина должен провалиться, и все к этому идет». Но Джонсон туманно высказался о долгосрочной перспективе и преувеличил британские рычаги воздействия. «Мы не можем позволить Кремлю откусывать куски от независимой страны и причинять огромные человеческие страдания», — заявил он. И все же именно это и происходит с тех пор.
В апреле Лиз Трасс предалась еще более бредовым чрезмерным обещаниям. Министр иностранных дел Великобритании и возможный следующий премьер-министр потребовала от России очистить Крым и вернуться к границам, существовавшим до 2014 года. Выступая как сумасшедший генералиссимус, Трасс поклялась: «Мы будем продолжать двигаться дальше и быстрее, чтобы вытеснить Россию со всей Украины». Кто это «мы»? Ты и чья армия?
В этом, конечно, и весь смысл. На прошлой неделе США пообещали выделить еще $1 млрд военной помощи, доведя ее общую сумму при Байдене до $9,8 млрд. Эквивалентный показатель в Великобритании превышает 2,3 млрд фунтов стерлингов. Страны ЕС также значительно увеличили поставки оружия. Без этой помощи Украина уже потерпела бы поражение.
Но осторожная решимость Байдена любой ценой избежать лобовой конфронтации означает, что, хотя Россия, возможно, в конечном счете и не победит, она вряд ли окончательно проиграет. Война напоминает закипающую кастрюлю, которая никогда не доходит до кипения.
Все могло бы быть совсем по-другому, если бы западные политики нашли в себе мужество активно встать на сторону Украины в феврале-марте. Хаотичное первоначальное наступление России на Киев сделало крупные колонны войск уязвимыми для воздушных атак. Убедительная демонстрация «шока и трепета» в стиле Пентагона, в то время как Путин предвкушал быструю и легкую победу, могла бы остановить все вторжение на его пути.
Моменты, которые могли бы быть, рассматриваемые в ретроспективе, не выигрывают войны. Но для протокола, другие ранние возможности были упущены, в том числе идея защищенных НАТО городов и безопасных убежищ для гражданского населения внутри Украины.
Оперативные действия западных военно-морских сил могли бы сорвать безрассудную, все еще наносящую глобальный ущерб продовольственную блокаду Черного моря Россией. Многие невинные жизни могли бы быть спасены.
Возможно, сейчас уже слишком поздно, хотя виноват в этом не только Байден. Несмотря на все свои напыщенные, высокопарные речи, Джонсон был доволен тем, что спрятался за отказом Вашингтона воевать. Как и Эммануэль Макрон во Франции и Олаф Шольц в Германии.
Такое единодушие усиливает подозрения, что в глубине души они на самом деле не верят, что цель Запада — унизить Россию — достижима или даже желательна.
В условиях вероятного отсутствия пути к полной военной победе все доступные Киеву варианты являются более или менее отталкивающими. Несмотря на ожидаемое наступление на юге, отважную оборону Донецкой области и взрывы в Крыму на прошлой неделе, Украина сталкивается с жестокой многолетней войной на истощение — как и запад.
Следовательно, параллельно будет усиливаться давление с целью прекращения огня или какого-либо, несомненно, временного мирного соглашения, чтобы облегчить экономические страдания Европы. Правые популистские партии в Италии и других странах готовы воспользоваться этим преимуществом. Оставшаяся без лидера Британия сосредоточена на внутренних проблемах.
В Германии, согласно опросам, до 50% выступают за территориальные уступки России. Резкое разделение между теми, кто ищет «справедливости» для Украины, и теми, кто ищет «мира», отражается по всей Европе — и настроения склоняются не в пользу Киева.
По иронии судьбы, больше всего беспокоит последний оставшийся сценарий войны — так называемый «катастрофический успех» украинских сил, который, опровергая все прогнозы, предвещает поражение России.
Такая возможность приводит западных политиков в ужас. В таком сценарии, описанном генералом сэром Ричардом Бэрронсом, отчаявшийся Путин прибегает к тактическому ядерному оружию малой мощности, чтобы предотвратить крах.
«Это не немыслимо – это просто неприятно», — холодно предупредил Бэрронс, бывший британский военачальник.
Как реагировать? Может ли такое зверство, нарушающее табу, привести к вступлению Украины в НАТО и тотальной войне с собственно Россией? В некотором отношении запад своей робостью и полумерами сам навлек бы на себя такой катаклизм. У Бэрронса нет готовых ответов. И никто их не имеет.
За исключением, за исключением... Возможно, раздраженный, эмоциональный Байден непреднамеренно натолкнулся на лучшую идею, когда завершил свою варшавскую речь высказыванием о Путине, адресованным россиянам в той же степени, что и всем остальным. «Ради Бога, этот человек не может оставаться у власти», — прорычал он.
Байден прав. Путин — мерзкий людоед, военный преступник, чудовищный пережиток ушедшей эпохи. Как уже говорилось здесь, он непригоден для правления.
С его уходом кризис, который он в одиночку спровоцировал, не исчезнет, а будет легче разрешен. На самом деле, это может быть единственной надеждой украинцев (и россиян) на счастливый конец.
Изловите Путина. Низвергните его. Заприте его. Это стратегическая цель, к которой все могут и должны энергично стремиться.
© Перевод с английского Александра Жабского.