Давным давно, кажется... нет, не в прошлую пятницу, и даже не в прошлом году, довелось мне посмотреть этот старинный фильм. Что могу о нём сказать? Казалось бы, безнадёжно устаревший фильм, который можно безжалостно определить как "старьё" и больше никогда к нему не возвращаться. Конечно, черно-белая лента, практически "немая" (звук, надо полагать, был пристроили позже, но без него можно было и обойтись) режиссура - хромает на обе ноги... И всё же, получилась полноценная научно-фантастическая кинокартина! Придираться к нему - точно не стоит, уже хотя бы потому, что это - первый советский НФ фильм, созданный во времена, когда фантастику не жаловали...
Что о нём известно?
Производство: СССР
Жанр: фантастика
Режиссер: Василий Журавлев
Сценарий: Александр Филимонов, Константин Циолковский
Директор фильма: Борис Шумяцкий
Оператор: Александр Гальперин
Композитор: Ференц Лист, Валентин Кручинин
Художник: Юрий Швец, Михаил Тиунов, Алексей Уткин
Премьера в мире: 21 января 1936 г.
Возрастная категория: 12+
Продолжительность: 70 минут
Сюжет: Москва. Лето, 1946 год. В московском Институте межпланетных сообщений имени К. Э. Циолковского проводятся первые опыты по подготовке полёта на Луну. Первые опыты не приносят успеха. Запущенный в космос кролик гибнет в полёте. Вторая ракета с кошкой на борту бесследно исчезает. Тем временем на Луну на гигантском космическом ракетоплане «Иосиф Сталин» отправляется его создатель академик Павел Иванович Седых вместе со своими спутниками: Мариной — ассистентом профессора Карина и пробравшимся на корабль в последний момент перед стартом юным изобретателем Андрюшей Орловым.
Старт производится с наклонной эстакады, сооружённой чуть ли не в центре Москвы. Проводить космических путешественников пришли школьники, до последней секунды академика Седых уговаривали отказаться от полёта. Довольно странная подготовка к старту...
Путешественники прилуняются на обратной стороне Луны, откуда перебираются на видимую с Земли сторону и подают сигнал в виде слова СССР, который успешно принимают с помощью телескопов земляне. У них возникает проблема с кислородом для дыхания, но они находят замороженные остатки лунной атмосферы, с помощью которых решают эту задачу. По-воробьиному попрыгав по Луне, благополучно возвращаются на Землю. Вместе с ними возвращается кошка — найденная и спасённая пассажирка пропавшей второй ракеты. В столице СССР торжественно встречают первых космонавтов.
Трюки и спецэффекты
Для своего времени - просто великолепны! Согласитесь, показать невесомость теми средствами, которыми располагали в те времена мастера киноискусства - дорогого стоит! Конечно, скафандры выполнены грубовато, шланги, торчащие из шлемов - вызывают недоумение. Но позвольте (как тут не вспомнить диалог из "Камеди клуб"): "Где ты видел такой скафандр? - А ты где видел не такой скафандр?".
Каждая сцена требовала колоссальных усилий. Вот что об этом пишет "Википедия":
Крупномасштабные размеры задуманных инженерно-технических сооружений не давали возможности выполнить их в натуральную величину, в связи с чем необходимо было применить методы комбинированной съёмки, для чего необходимо было создать макеты. Художники фильма нарисовали эскизы декораций, которые после согласования с инженерами были воспроизведены в детализированных чертежах. Был просчитан коэффициент соотношения размеров инженерных сооружений и декораций, что было предопределено исходя из минимального размера кукол, которые должны были заменить актёров в сценах, требующих съёмок с использованием комбинированных спецэффектов. Было представлено, что реальный размер одного из двух ракетопланов, фигурирующих в фильме, должен составлять 100 метров, в таком случае длина ангара должна равняться не менее 400-450 метрам, а ширина — составлять около 250 метров.
Режиссёр-художник Фёдор Красный, ответственный за проведение комбинированных съёмок, высчитал, что минимальный размер куклы равняется 7 сантиметрам, что в 25 раз меньше роста человека. Исходя из этого ангар и ракетоплан можно также уменьшить в 25 раз, а размеры ангара должны составлять 180 м². Кроме макета ангара были изготовлены сотни куколок, которые при комбинированных съёмках должны изображать обслуживающий персонал сооружений. В павильоне рядом с «ангаром» был произведён монтаж фона, изображающего космическое пространство со звёздами, Луной. «Космос» представлял собой полотнище площадью 400 м², изготовленное из чёрного бархата (эта ткань не отражает свет) и закреплённое на деревянной раме. В ткань были установлены 2500 осветительных лампочек различной мощности, призванных создать иллюзию свечения звёзд. Поверхность Луны имитировали при помощи деревянных конструкций, обтянутых мешковиной, которым придали мертвенно-бледные цвета. Для проведения комбинированных съёмок на фоне института межпланетных сообщений был создан макет площадью 200 м². Футуристическая архитектура Москвы 1946 года создавалась при участии художника В. Ф. Рындина. По словам режиссёра, при решении технических задач, вставших перед создателями фильма, были привлечены профессионалы из различных сфер деятельности:
Десятки людей самых различных профессий, инженеры и архитекторы, астрономы и лётчики, медики и физики начинают группироваться по нашему приглашению вокруг съёмочного коллектива. Архитекторы помогают нашим художникам — Швецу, Уткину и Тиунову — найти наиболее интересные решения здания института, ангара и других. Инженеры помогают художникам и строителям в создании ангара ракетопланов. Работы хватает всем!
Специально для съёмок картины Циолковский сделал 30 чертежей ракетоплана. Для съёмки сцен в невесомости впервые были использованы специальные технические средства, разработанные оператором-постановщиком Александром Гальпериным совместно с будущим крупнейшим конструктором авиадвигателей Александром Микулиным.
В декорации кабины космического корабля был построен специальный операторский кран. На специальной площадке крана, которая могла свободно двигаться в горизонтальном и вертикальном направлениях, размещались актёр и киносъёмочный аппарат с кинооператором. За счёт свободы движения и наклонов площадки удавалось отснять средние и крупные планы актёров на движущемся фоне. Трос с резиновым амортизатором, использовавшийся для подвески актёров, окрашивался в цвет фона для маскировки. После того как съёмочной группе удалось удачно решить трюковые сцены с невесомостью, в Калугу была отправлена Циолковскому телеграмма: «Мир без тяжести освоен тчк Академик Седых зпт Марина зпт Андрюша зпт другие члены коллектива зпт шлют вам дорогой Константин Эдуардович сердечный привет из кино-космоса находясь в полете Москва тире Луна восклицательный знак». На завершение фильма ушло два года. Несмотря на то, что с учётом развития кинодела в СССР многие решения были признаны удачными, режиссёр с сожалением вспоминал, что некоторые задумки всё же не удалось реализовать (например, перемещение вещей и шарообразная вода в условиях невесомости), а некоторые сцены получились откровенно наивными.
Фантэлемент и НФ составляющая
Конечно, фантэлемент в фильме просто "выпирает": в те времена, когда ещё не было не только космической техники, но и представления о космонавтике существовали лишь в виде фантастических романов и нескольких работ К.Э. Циолковского, любой фильм о космосе можно было смело причислять к фантастическим...
Интересно, что НФ составляющая была представлена на высшем уровне: великий учёный выступил в роли научного консультанта! Были показаны и невесомость, и скафандры, даже стартовая площадка... Согласитесь, по сравнению с "Из пушки на Луну", "Космический рейс" - гораздо реалистичней и научно обоснованней!
Что касается противоперегрузочных ванн, то эта идея вовсе не исчерпана: её час ещё не настал! Длительные перегрузки ещё не стали проблемой (10-15 минут вполне переносимы тренированным космонавтом), а вот при дальних перелётах потребуется несколько часов, а то и суток перегрузок. Тут уж без такой ванны - никак!
Почему их не применяют сейчас? - Тут всё просто: сколько жидкости понадобится? Сколько она весит? А сколько стоит выведение на орбиту 1 кг массы? А где её хранить до посадки? А как она себя поведёт при малейшей утечке? Понятно, что в этих вопросах - лишь небольшая часть проблем...
Смотрим небольшой отрывок из фильма:
Общая оценка:
По версии "КиноПоиск", фильм имеет оценку 7,2, а IMDb чуть ниже - 6,8
Сам я считаю, что эти оценки недостижимы для современных фильмов. И дело не в том, что современные "киношники" жалеют силы и средства на декорации. Известно, что новые времена дают и новые возможности: КГ и СЭ сейчас позволяют творить чудеса. Увы, такого тщательного подхода сейчас не встретишь...
Стоит ли его смотреть?
- Кто-то ещё сомневается?
Да здравствует Воображение!
Viva Imaginatia!
При подготовке статьи были использованы материалы:
КиноПоиск
ЮтуБе
Википедия
Другие публикации канала - тут
Если хотите ознакомиться с книгами автора канала, жмите здесь
Случается, что некоторые публикации канала ограничивают в показах. Чтобы вас это не тревожило - не забывайте подписываться!
--------------------
Уважаемый читатель! Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это сейчас особенно актуально для развития канала "ФНВ". Спасибо, что ты с нами!
Буду признателен за комментарии, оставленные прямо здесь ;-)