Найти тему
Фантастика на всю

Киноклассика 1935 года: "Космическое путешествие" (Обзор старь... старинного фильма)

Давным давно, кажется... нет, не в прошлую пятницу, и даже не в прошлом году, довелось мне посмотреть этот старинный фильм. Что могу о нём сказать? Казалось бы, безнадёжно устаревший фильм, который можно безжалостно определить как "старьё" и больше никогда к нему не возвращаться. Конечно, черно-белая лента, практически "немая" (звук, надо полагать, был пристроили позже, но без него можно было и обойтись) режиссура - хромает на обе ноги... И всё же, получилась полноценная научно-фантастическая кинокартина! Придираться к нему - точно не стоит, уже хотя бы потому, что это - первый советский НФ фильм, созданный во времена, когда фантастику не жаловали...

Что о нём известно?

Производство: СССР
Жанр:
фантастика
Режиссер:
Василий Журавлев
Сценарий:
Александр Филимонов, Константин Циолковский
Директор фильма:
Борис Шумяцкий
Оператор:
Александр Гальперин
Композитор:
Ференц Лист, Валентин Кручинин
Художник:
Юрий Швец, Михаил Тиунов, Алексей Уткин
Премьера
в мире: 21 января 1936 г.
Возрастная категория:
12+
Продолжительность: 70 минут

Постер фильма. Полагаю, что создан в более поздние времена. (с) Яндекс.Картинки
Постер фильма. Полагаю, что создан в более поздние времена. (с) Яндекс.Картинки

Сюжет: Москва. Лето, 1946 год. В московском Институте межпланетных сообщений имени К. Э. Циолковского проводятся первые опыты по подготовке полёта на Луну. Первые опыты не приносят успеха. Запущенный в космос кролик гибнет в полёте. Вторая ракета с кошкой на борту бесследно исчезает. Тем временем на Луну на гигантском космическом ракетоплане «Иосиф Сталин» отправляется его создатель академик Павел Иванович Седых вместе со своими спутниками: Мариной — ассистентом профессора Карина и пробравшимся на корабль в последний момент перед стартом юным изобретателем Андрюшей Орловым.

Предстартовая суета. Спонтанное приглашение Марины в полёт. Тайное проникновение Андрюши на корабль... Всё это - в небольшом эпизоде! 
(с) Кадр из раскрашенной версии фильма
Предстартовая суета. Спонтанное приглашение Марины в полёт. Тайное проникновение Андрюши на корабль... Всё это - в небольшом эпизоде! (с) Кадр из раскрашенной версии фильма

Старт производится с наклонной эстакады, сооружённой чуть ли не в центре Москвы. Проводить космических путешественников пришли школьники, до последней секунды академика Седых уговаривали отказаться от полёта. Довольно странная подготовка к старту...

Сейчас старт с наклонной эстакады представляется  несколько наивным. К тому же, ракетоплан наверняка бы повредился при скольжении по направляющим. Могли бы придумать и стартовые тележки или ролики... (с) Кадр из фильма
Сейчас старт с наклонной эстакады представляется несколько наивным. К тому же, ракетоплан наверняка бы повредился при скольжении по направляющим. Могли бы придумать и стартовые тележки или ролики... (с) Кадр из фильма
Судя по радостной улыбке Марины, противоперегрузочные ванны - достаточно эффективное средство борьбы с перегрузками. (с) Кадр из фильма
Судя по радостной улыбке Марины, противоперегрузочные ванны - достаточно эффективное средство борьбы с перегрузками. (с) Кадр из фильма
Фильм периодически прерывается на такие вот "титры". Что поделаешь, тогда была такая эпоха... Приходилось делать пояснения (с) Кадр из фильма
Фильм периодически прерывается на такие вот "титры". Что поделаешь, тогда была такая эпоха... Приходилось делать пояснения (с) Кадр из фильма
Лунные пейзажи в фильме оказались достаточно реалистичными 
(с) Кадр из раскрашенной версии фильма
Лунные пейзажи в фильме оказались достаточно реалистичными (с) Кадр из раскрашенной версии фильма

Путешественники прилуняются на обратной стороне Луны, откуда перебираются на видимую с Земли сторону и подают сигнал в виде слова СССР, который успешно принимают с помощью телескопов земляне. У них возникает проблема с кислородом для дыхания, но они находят замороженные остатки лунной атмосферы, с помощью которых решают эту задачу. По-воробьиному попрыгав по Луне, благополучно возвращаются на Землю. Вместе с ними возвращается кошка — найденная и спасённая пассажирка пропавшей второй ракеты. В столице СССР торжественно встречают первых космонавтов.

Трюки и спецэффекты
Для своего времени - просто великолепны! Согласитесь, показать невесомость теми средствами, которыми располагали в те времена мастера киноискусства - дорогого стоит! Конечно, скафандры выполнены грубовато, шланги, торчащие из шлемов - вызывают недоумение. Но позвольте (как тут не вспомнить диалог из "Камеди клуб"): "Где ты видел такой скафандр? - А ты где видел не такой скафандр?".
Каждая сцена требовала колоссальных усилий. Вот что об этом пишет "Википедия":
Крупномасштабные размеры задуманных инженерно-технических сооружений не давали возможности выполнить их в натуральную величину, в связи с чем необходимо было применить методы комбинированной съёмки, для чего необходимо было создать макеты. Художники фильма нарисовали эскизы декораций, которые после согласования с инженерами были воспроизведены в детализированных чертежах. Был просчитан коэффициент соотношения размеров инженерных сооружений и декораций, что было предопределено исходя из минимального размера кукол, которые должны были заменить актёров в сценах, требующих съёмок с использованием комбинированных спецэффектов. Было представлено, что реальный размер одного из двух ракетопланов, фигурирующих в фильме, должен составлять 100 метров, в таком случае длина ангара должна равняться не менее 400-450 метрам, а ширина — составлять около 250 метров.
Режиссёр-художник Фёдор Красный, ответственный за проведение комбинированных съёмок, высчитал, что минимальный размер куклы равняется 7 сантиметрам, что в 25 раз меньше роста человека. Исходя из этого ангар и ракетоплан можно также уменьшить в 25 раз, а размеры ангара должны составлять 180 м². Кроме макета ангара были изготовлены сотни куколок, которые при комбинированных съёмках должны изображать обслуживающий персонал сооружений. В павильоне рядом с «ангаром» был произведён монтаж фона, изображающего космическое пространство со звёздами, Луной. «Космос» представлял собой полотнище площадью 400 м², изготовленное из чёрного бархата (эта ткань не отражает свет) и закреплённое на деревянной раме. В ткань были установлены 2500 осветительных лампочек различной мощности, призванных создать иллюзию свечения звёзд. Поверхность Луны имитировали при помощи деревянных конструкций, обтянутых мешковиной, которым придали мертвенно-бледные цвета. Для проведения комбинированных съёмок на фоне института межпланетных сообщений был создан макет площадью 200 м². Футуристическая архитектура Москвы 1946 года создавалась при участии художника В. Ф. Рындина. По словам режиссёра, при решении технических задач, вставших перед создателями фильма, были привлечены профессионалы из различных сфер деятельности:
Десятки людей самых различных профессий, инженеры и архитекторы, астрономы и лётчики, медики и физики начинают группироваться по нашему приглашению вокруг съёмочного коллектива. Архитекторы помогают нашим художникам — Швецу, Уткину и Тиунову — найти наиболее интересные решения здания института, ангара и других. Инженеры помогают художникам и строителям в создании ангара ракетопланов. Работы хватает всем!
Специально для съёмок картины Циолковский сделал 30 чертежей ракетоплана. Для съёмки сцен в невесомости впервые были использованы специальные технические средства, разработанные оператором-постановщиком Александром Гальпериным совместно с будущим крупнейшим конструктором авиадвигателей Александром Микулиным.
В декорации кабины космического корабля был построен специальный операторский кран. На специальной площадке крана, которая могла свободно двигаться в горизонтальном и вертикальном направлениях, размещались актёр и киносъёмочный аппарат с кинооператором. За счёт свободы движения и наклонов площадки удавалось отснять средние и крупные планы актёров на движущемся фоне. Трос с резиновым амортизатором, использовавшийся для подвески актёров, окрашивался в цвет фона для маскировки. После того как съёмочной группе удалось удачно решить трюковые сцены с невесомостью, в Калугу была отправлена Циолковскому телеграмма: «Мир без тяжести освоен тчк Академик Седых зпт Марина зпт Андрюша зпт другие члены коллектива зпт шлют вам дорогой Константин Эдуардович сердечный привет из кино-космоса находясь в полете Москва тире Луна восклицательный знак». На завершение фильма ушло два года. Несмотря на то, что с учётом развития кинодела в СССР многие решения были признаны удачными, режиссёр с сожалением вспоминал, что некоторые задумки всё же не удалось реализовать (например, перемещение вещей и шарообразная вода в условиях невесомости), а некоторые сцены получились откровенно наивными.

Фантэлемент и НФ составляющая
Конечно, фантэлемент в фильме просто "выпирает": в те времена, когда ещё не было не только космической техники, но и представления о космонавтике существовали лишь в виде фантастических романов и нескольких работ К.Э. Циолковского, любой фильм о космосе можно было смело причислять к фантастическим...
Интересно, что НФ составляющая была представлена на высшем уровне: великий учёный выступил в роли научного консультанта! Были показаны и невесомость, и скафандры, даже стартовая площадка... Согласитесь, по сравнению с "Из пушки на Луну", "Космический рейс" - гораздо реалистичней и научно обоснованней!
Что касается противоперегрузочных ванн, то эта идея вовсе не исчерпана: её час ещё не настал! Длительные перегрузки ещё не стали проблемой (10-15 минут вполне переносимы тренированным космонавтом), а вот при дальних перелётах потребуется несколько часов, а то и суток перегрузок. Тут уж без такой ванны - никак!
Почему их не применяют сейчас? - Тут всё просто: сколько жидкости понадобится? Сколько она весит? А сколько стоит выведение на орбиту 1 кг массы? А где её хранить до посадки? А как она себя поведёт при малейшей утечке? Понятно, что в этих вопросах - лишь небольшая часть проблем...

Смотрим небольшой отрывок из фильма:

Общая оценка:

-7

По версии "КиноПоиск", фильм имеет оценку 7,2, а IMDb чуть ниже - 6,8

Сам я считаю, что эти оценки недостижимы для современных фильмов. И дело не в том, что современные "киношники" жалеют силы и средства на декорации. Известно, что новые времена дают и новые возможности: КГ и СЭ сейчас позволяют творить чудеса. Увы, такого тщательного подхода сейчас не встретишь...

Стоит ли его смотреть?
- Кто-то ещё сомневается?

Да здравствует Воображение!

Viva Imaginatia!

При подготовке статьи были использованы материалы:
КиноПоиск
ЮтуБе
Википедия

Другие публикации канала - тут

Если хотите ознакомиться с книгами автора канала, жмите здесь

Случается, что некоторые публикации канала ограничивают в показах. Чтобы вас это не тревожило - не забывайте подписываться!

--------------------

Уважаемый читатель! Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это сейчас особенно актуально для развития канала "ФНВ". Спасибо, что ты с нами!

Буду признателен за комментарии, оставленные прямо здесь ;-)