Найти в Дзене
КОТ-УЧЁНЫЙ

Поликарповские "Чайки" - самые совершенные полуторапланы СССР.

На момент 1930-х годов Советский Союз имел на вооружении в основном моноплан И-16 и полутораплан И-15. Оба самолёта показывали себя с хорошей стороны и могли быть даже модернизированы, однако молодому государству нужны были новые истребители. И-15 3 "Чайка" - стал новым и последним серьёзным шагом в отечественном военном авиастроении полуторапланов.

И - 153
И - 153

И-153 - это фактически модернизированный И-15, точное его название И-15 модель 3.

Этот самолёт был создан Николаем Николаевичем Поликарповым - его звали "королём истребителей" и было за что. Буквально за три месяца был сконструирован самый совершенный массовый самолёт с полуторапланной компоновкой. В мире на этот момент уже старались переходить к монопланновым самолётам, однако Поликарпов думал иначе.

Николай Николаевич Поликарпов
Николай Николаевич Поликарпов

Главной особенностью этого самолёта является, пожалуй, скорость его производства. Николай Николаевич создал самолёт, который способен был заменить устаревшие самолёты И-15 как можно скорее. На момент 1939 года важна была простота и скорость производства боевых единиц. К тому же благодаря этому самолёту у авиаконструкторов появился запас по времени для создания прогрессивных монопланов и усовершенствования авиации в целом.

Однако такой самолёт был не идеалом. Из минусов - такие самолёты не могли долго держать превосходство в воздухе, хоть и имели неплохое по тем меркам вооружение - четыре скорострельных пулемётов ШКАС или пара крупнокалиберных ТКБ-150.

Для производства моторов для И-15 3 в Америке был куплен завод, который расположили в Перми, оттуда запчасти везли в Москву, где и собирался И-15 3. Моторы тоже были американские - «Циклон» R-1820 F-3. Эти моторы были не лучшего качества, поэтому ещё одной заслугой Поликарпова стало то, что он смог выжать из посредственных моторов максимум и даже чуть больше.

-3

Этот самолёт нельзя назвать идеальным. Он имел возможность "переобувания" на лыжи, его шасси убирались в корпус, однако в кабине не имелось противопожарной перегородки от топливного бака, пилот не мог летать без очков, И-15 3 был не быстрым самолётом, но устойчивым и очень маневренным. Время его подъёма и виража во время испытаний впечатлило испытателей. (фактически за 6 минуты мог подняться на высоту 5 000 м, а вираж составлял около 8 сек.)

Кабина
Кабина
-5

У немцев, к примеру, на тот момент тоже были бипланы. Например, He-51. В сравнении с нашим И-15 3 этот самолёт был ничтожеством. Он уступал по многим характеристикам. Поэтому можно сказать, что Поликарпов был сильнее немецких авиаконструкторов, которые производили бипланы.

К тому же этот самолёт мог нести на себе бомбы до 200 кг и реактивные снаряды. Этот самолёт успешно выполнил свою главную задачу - на вооружение всего за 2 года поступило 3437 "Чаек".

-6

Крещение огнём И-15 3 (он шёл вместе с остатками своего младшего брата И-15, которых было произведено не более 500 штук) прошёл на Халкин-Голе. На тот момент боевой опыт на Востоке показал, что советская армия значительно уступает Японцам в воздухе, поэтому были присланы лучшие лётчики и новейшие самолёты, в том числе и наш И-15 3. Тактика была проста - для японцев новые И-15 3 сильно походили на слабые И-15, поэтому японские лётчики не сильно напрягались. Известен случай, когда девять "Чаек" под командованием Сергея Грицева нанесли контратаку и уничтожили 4 вражеских самолёта, не потеряв свои.

-7

Это произвело впечатление на японцев, которые обозначили новую машину как И-17. У "Чайки" было более сильное вооружение, чем у японских самолётов, однако основным авиакрылом в воздушных боях на Халкин-Голе И-15 3 не стал.

К слову, под конец 1939 года, когда война стояла на пороге перемирия, японцы нанесли удар возмездия по аэродромам, первая поднявшаяся эскадрилья состояла из И-15 3, поэтому в ходе воздушных боёв было потеряно 5 самолётов "Чайка", а позже ещё 17. В общем этот самолёт не произвёл должного впечатления на советское командование во время Советско-японской войны, но И-15 3 всё равно был направлен на фронт Советско-Финской войны 1939 года.

-8

"Чайки" во время боестолкновений выполняли роль многоцелевых истребителей. Финны имели не особо сильную авиацию, поэтому такие посредственные самолёты как И-15 3 были оптимальным вариантом. На фронт всего было доставлено 578 единиц.

После Финской кампании И-15 3 стали считаться устаревшими. Век бипланов и полуторапланов подходил к концу, да и И-16 на фоне "Чаек" казался более перспективным самолётом, который, кстати, стал намного более популярным и массовым самолётом войны. Однако из-за количества уже произведённых И-15 3, "Чайка" на момент 1941 года всё ещё был одним из основных в авиации.

Он верой и правдой отслужил первые месяцы войны и даже поучаствовал в обороне Москвы, в качестве сопровождения бомбардировщиков, в войне на Кавказе и наконец в противовоздушной обороне Ленинграда.

Над Мариуполем 1941 г.
Над Мариуполем 1941 г.

Однако большую часть этих самолётов отправляли на Восток: одни - воевать, другие - на продажу в Китай.

Таким образом, И-15 3 был неким Т-26 в авиастроении. Он был прост, относительно надёжен, его можно было собирать тысячами, для того времени, когда в воздухе витали идеи массовой армии, это был идеальный вариант. В общем, если проводить аналогию с танками, то И-16 и И-15 3 это как Т-34 и Т-26. Такие дела.

Спасибо за прочтение статьи, надеюсь вам понравилось) Обязательно пишите своё мнение в комментариях.