Найти тему
Библиотека Алкуина

Сумрачный самурай

2002, Япония

Режиссер: Ёдзи Ямада

В начале 2000-х, когда появляются первые айфоны, Фейсбук и цифровые камеры в мобильных телефонах, скромный японский режиссер по фамилии Ямада снимает самурайскую трилогию по новеллам 70-80-х годов. Все три, на мой взгляд, достойны внимания, но если выбирать один, то первый. В нем автору лучше всего удается подняться над частными драмами самураев накануне переломного момента, реставрации Мэйдзи, и указать на важную мировоззренческую проблему.

Кстати, именно первый фильмы трилогии, "Сумрачный самурай", был выдвинут на "Оскар" в категории Лучший фильм на иностранном языке, но не получил награду, поскольку в том же году номинировался глянцевый блокбастер "Последний самурай". Двух самураев уважаемые киноакадемики переварить не смогли и сделали предсказуемый выбор в пользу приторной мелодрамы, в которой жена самурая по уши влюбляется в убийцу ее мужа, красавчика-гайдзина Тома Круза. Но что самое смешное, рейтинг "Сумрачного самурая" на Imdb.com сейчас выше, чем у его более успешного американского конкурента.

Как раз о том, что такое успех, и снял Ямада свой неадаптированный для европейского и тем более американского зрителя фильм. Он вышел каких-то 20 лет назад, а выглядит так, как будто в середине прошлого века. Сходство не только в картинке и отсутствии навороченных операторских приемов — вся история, начиная с главного героя, выглядит до неприличия неуместной в эпоху коучей и культа успешности.

Сумрачный самурай — тот, кого принято называть лузером, и, безусловно, в глазах мещан, он и был неудачником: карьеру сделать не смог, жена умерла от чахотки, нужно растить двух дочерей, мать выжила из ума, жалование маленькое, весь в долгах. Сослуживцы посмеиваются над Сэйбэем за то, что он ходит в дырявых носках и не выпивает с ними после работы. Тот же спешит домой, мастерить с дочками клетки для птиц, или идет с ними на реку, ловить рыбу или собирать травы. А когда его друг предлагает ему взять в жены свою сестру, Сэйбэй — с детства влюбленный в нее — отказывается, потому что она из более богатого рода, и он боится, что не сможет обеспечить ей достойную жизнь.

Был бы на его месте кто-то предприимчивый и энергичный, то использовал бы этот трамплин, чтобы прийти к успеху, несмотря ни на что. Или написал бы руководство "10 шагов к вершине" и зарабатывал бы семинарами. Но Сэйбэй отказывается идти к успеху. По какой-то причине ему довольно того, что он имеет.

Все насмешки над Сэйбэем вмиг прекращаются, когда выясняется, что он прекрасно владеет мечом. Вскоре подворачивается и случай проявить себя — глава клана лично приказывает ему убить самурая-преступника. Но Сэйбэй отказывается, несмотря на очевидные выгоды. Этот эпизод критики почему-то очень любят: вот, дескать, смотрите, какой хороший, добрый самурай, даже катану продал, чтобы никого не убивать, молодец! На самом деле, Сумрачный самурай кто угодно, но не пацифист. Он отказывается от поединка только потому, что давно не упражнялся и боится, что не справится. Другими словами, опять же скромность самурая.

В итоге он все равно идет на бой, разумеется, побеждает, хоть и не без труда. Поединок в изображении Ямады передан без пафоса и шика, но и без нарочитой чернухи — как трудная, грязная, но почетная работа. Мне кажется, такой герой понравился бы советскому зрителю, выйди фильм лет на 50 раньше: скромный и честный труженик, крепкий профессионал и настоящий мужик, даром что самурай. Хорошо, что такие герои появляются на наших экранах и в XXI веке.

Через три года Сумрачный самурай погибает в войне кланов, оставляя детей на попечение любящей мачехи. Его сослуживцам, которые как раз пришли к успеху и заняли важные посты, скромный Сумрачный самурай кажется нелепым и достойным жалости. Но для автора — и для меня — все как раз наоборот.

Приятного просмотра!

"Человек, изворотливый в словах и улыбающийся, редко бывает добродетельным", — учат дочери самурая слова Конфуция
"Человек, изворотливый в словах и улыбающийся, редко бывает добродетельным", — учат дочери самурая слова Конфуция