Найти тему

ЕГЭ по литературе. Зарубежная литература. Статья 2

В прошлой статье мы рассмотрели только проблемы, связанные с миром подрастающего поколения.


Сегодня поговорим о  произведениях, разных по тематике, жанру, но одинаково важных в мировой литературе.


Задания могут быть сформулированы следующим образом:


"Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором звучит любовная тема. Чем схоже (или чем различается) ее изображение в этом произведении и в чеховской «Даме с собачкой»?"


Или:


"Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором рассказывается о взаимоотношениях родителей с детьми. Чем схоже (или чем различается) изображение данной темы в этом произведении и в «Отцах и детях».


Значит, нужно не просто владеть текстом произведения, но и уметь вычленять проблемы, которые раскрывает автор, не забывая, что привести в пример нужную книгу недостаточно. Надо проанализировать фрагменты, в которых раскрывается проблема, или сделать характеристику образа.

"Дневник Анны Франк" – это реальный дневник реальной еврейской девочки, который она вела с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 годы во время оккупации Нидерландов. ТАКУЮ книгу совершенно однозначно должен прочитать КАЖДЫЙ.


"Я не думаю, что войны развязывают только сильные мира сего – правители и капиталисты. О нет, маленький человек участвует в этом с неменьшим удовольствием, иначе народы давно уже восстали бы против войны. Ничего не поделаешь, человеку присуща тяга к разрушению, тяга к убийству, ему хочется буйствовать и сеять смерть, и пока все человечество без исключения коренным образом не изменится, будут свирепствовать эти войны, и снова и снова будет сметаться с лица земли и уничтожаться все, что построено и выращено или выросло само, чтобы потом опять все началось сначала".

Ибсен «Кукольный дом» (в кодификаторе – «Нора»)


Время действия пьесы выбрано неспроста: в канун сочельника всегда ждешь какие-то чудеса. Рождество - это семейный праздник, а пьеса Ибсена – это семейная трагедия.


Название отражает суть семейных отношений супругов Хельмер. Торвальд Хельмер – успешный адвокат, внутри семьи придерживается патриархальных взглядов, называет свою жену «куколкой», «птичкой», «белочкой», но при этом регулярно ругает ее за «лишние траты» (хотя траты все оправданны). Нора же, молодая красивая женщина, мать троих детей, готова пожертвовать всем ради своей семьи. Когда Торвальд заболел, она решилась на подлог документов, чтобы муж смог получить лечение за границей. Теперь ее шантажирует поверенный в ее тайну Крогстад. Когда правда всплывает, семья рушится. Отсюда и название – кукольный дом, игрушечный, не настоящий. Поэтому одной из главных мыслей пьесы можно назвать фразу Норы, обращенную к мужу.
«Весь наш дом был только большой детской. Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой. А дети были уж моими куклами. Мне нравилось, что ты играл и забавлялся со мной, как им нравилось, что я играю и забавляюсь с ними. Вот в чем состоял наш брак, Торвальд».


Основые проблемы


- отношение в обществе к женщине и ее социальный статус;
- свобода человека как личности вообще;
- любовь, доверие, предательство.
«На домашний очаг, основанный на займах, на долгах, ложится какая-то некрасивая тень зависимости».

Семейные отношения раскрыты и в психологическом романе Г. Флобера "Мадам Бовари".


Провинциальное мещанское общество - а ему как бы противопоставлена Эмма. Она получила воспитание в монастыре, вышла замуж за лекаря, но чувствует себя несчастной, ей хочется "страстей" , возможности "дышать полной жизнью".


Владимир Набоков в Лекциях по зарубежной литературе мнрго внимания уделил характеру героини Флобера.


"Она лжива, она обманщица по натуре: с самого начала, еще до всех измен, она обманывает Шарля. Она живет среди мещан и сама мещанка. Ее душевная пошлость не так очевидна, как у Омэ. Наверно, было бы немилосердно говорить, что заезженным, банальным лжепрогрессистским идеям Омэ соответствует женский лжеромантизм Эммы, но невозможно избавиться от ощущения, что Эмма и Омэ не только перекликаются фонетически, но чем-то похожи, и это что-то — присущая обоим пошлая жестокость. В Эмме пошлое и мещанское прикрыто прелестью, обаянием, красотой, юркой сообразительностью, страстью к идеализации, проблесками нежности и чуткости — и еще тем, что ее короткая птичья жизнь кончается настоящей трагедией. Иначе обстоит дело с Омэ. Он мещанин процветающий. И до самого конца бедная Эмма, даже мертвая, находится под его навязчивой опекой, его и прозаического кюре Бурнисьена".

"Главная идея романа «Госпожа Бовари», в которой описана обыденная жизнь, как история или эпопея, раскрыт при помощи виртуозной композиции и всепобеждающей иронии. Иллюстрацией может послужить анализ сцены на ярмарке, когда Родольф признается Эмме в любви: пылкие речи прерываются балаганными выкриками о цене сельскохозяйственной продукции, достижениях крестьян и торгах. В этой сцене автор подчеркивают, что между Эммой и Родольфом происходит та же банальная пошлая сделка, только приукрашена она подобающе. Флобер не навязывает мораль: «О, как вульгарно он ее соблазняет! Как это похоже на базарный торг! Будто курицу покупают!». Занудства такого рода и в помине нет, но читатель понимает, почему о любви говорят на ярмарке". (Источник:
https://literaguru.ru/analiz-romana-flobera-gospozha-bovari)

Скупость, алчность,  власть денег над будущим людей раскрываются в повестях Бальзака "Гобсек" и Диккенса "Рождественская песнь".


Бальзак "Гобсек"


Повесть, жанр которой рассказ в рассказе, в которой главный герой не кто иной, как ростовщик.


"У папаши Гобсека есть одно основное правило, которого он придерживается в своем поведении. Он считает, что деньги – это товар, который можно со спокойной совестью продавать, дорого или дешево, в зависимости от обстоятельств. Ростовщик, взимающий большие проценты за ссуду, по его мнению, такой же капиталист, как и всякий другой участник прибыльных предприятий и спекуляций. А если отбросить его финансовые принципы и его рассуждения о натуре человеческой, которыми он оправдывает свои ростовщические ухватки, то я глубоко убежден, что вне этих дел он человек самой щепетильной честности во всем Париже. В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное.

Если я умру, оставив малолетних детей, он будет их опекуном. Вот, сударь, каким я представляю себе Гобсека на основании личного своего опыта. Я ничего не знаю о его прошлом. Возможно, он был корсаром; возможно, блуждал по всему свету, торговал бриллиантами или людьми, женщинами или государственными тайнами, но я глубоко уверен, что ни одна душа человеческая не получила такой жестокой закалки в испытаниях, как он. В тот день, когда я принес ему свой долг и расплатился полностью, я с некоторыми риторическими предосторожностями спросил у него: какие соображения заставили его брать с меня огромные проценты и почему он, желая помочь мне, своему другу, не позволил себе оказать это благодеяние совершенно бескорыстно?


"Сын мой, я избавил тебя от признательности, я дал тебе право считать, что ты мне ничем не обязан. И поэтому мы с тобой лучшие в мире друзья".

Этот ответ, сударь, лучше всяких моих слов нарисует вам портрет Гобсека".


Накопительство ради накопительста. И главный вопрос: могут ли деньги принести счастье? Деньги - это власть, это возможность управлять другими людьми, но делает ли это всё человека счастливее?


А страсть? Любовь ли это, если ради избранника страдают дети?
Автор обращается к болезненным, острым темам: отчуждение людей друг от друга, нравственное разложение общества (особенно старой французских аристократов), моральное падение буржуазии.


На французском языке слово gobseck означает «ростовщик», «скряга».


В чем-то образ бальзаковского героя приближается к образу гоголевского Плюшкина. В доме героя складируются потертые, хоть и опрятные, вещи.


"Жизнь-это сложное, трудное ремесло, и надо приложить усилия, чтобы научиться ему. Когда человек узнает жизнь, испытав ее горести, фибры сердца у него закалятся, окрепнут, а это позволяет ему управлять своей чувствительностью. Нервы тогда становятся не хуже стальных пружин – гнутся, а не ломаются. А если вдобавок и пищеварение хорошее, то при такой подготовке человек будет живуч и долголетен".
Книги
3507 интересуются