23 марта 1994 года, ночью, под Междуреченском, потерпел катастрофу Airbus A310, выполнявший рейс Москва -> Гонконг.
Разбираем инцидент
23 марта, время 17:39, самолет Российских авиалиний разгоняется по взлетной полосе аэропорта Шереметьево. Полет долгий, по этому на борту находится 3 пилота (вместо двух), причем все пилоты - первого класса. Имена пилотов:
- Андрей Данилов - командир
- Ярослав Кудринский - запасной первый пилот
- Игорь Пискарев - второй пилот
Наступает ночь, пассажиры начинают потихоньку засыпать, а вместе с ними отдыхать идет пилот Андрей Данилов. На его место, за штурвал, садится Ярослав Кудринский. Тем временем уже час ночи, пилот завет из салона к себе дочь - 13 летнюю Яну, и сына- 15 летнего Ильдара.
Кудринский предлагает дочери занять место за штурвалом. Стоя за спиной дочки Ярослав начинает крутить задатчик курса, автопилот круто поворачивает машину то влево, то вправо. Яна неловко пытается покинуть место пилота. Теперь с разрешения отца за штурвал садится 15 летний Ильдар, Кудринский гордо снимает его на видеокамеру, одновременно крутая задатчик курса. Сын, по советам отца, так же начинает крутить штурвал, из-за чего отключается автоматика и самолет полностью подчиняется ручному управлению (пилоты этого не замечают). В этот момент дочь отвлекает Кудринского от контроля над полетом и действиями сына. Тем временем штурвалы повернуть немного вправо, что заставляет самолет поворачивать именно туда. Летчики этого тоже не замечают.
За окном ночь, земли не видно, за приборами никто не следит. Ильдар, находясь в кресле пилота, первый замечает что-то неладное и обращает на это внимание отца, разговаривавшего с Яной.
- А почему он поворачивает?
- Сам поворачивает?
-Ну да...
Ты курс не собьешь? А то мы идем в зону ожидания.
Пилоты списали такое поведение машины на автопилот, на самом же деле автопилот не работает, а самолет поддается штурвалу. Вместо того, чтобы поставить штурвалы ровно, пилоты начинают размышлять почему машина поворачивает. Тем временем крен самолета становится все больше, достигая 45 градусов, это предел нормы.
Крен развивается, достигая уже 50 градусов, но летчики по прежнему ничего не делают. Кудринский за сыном не видит показания приборов, сигнализации о критическом крене нет, но тут начинается сильная тряска...
От паники, на команду отца "держать штурвал", Ильдар вцепляется в него, вместо того чтобы поставить его на место. Однако эту команду правильно понял второй пилот, Игорь Пискарев, и он начал потихоньку выравнивать самолет, но тот уже задрал нос, и его действия - неэффективны.
Лайнер в критической ситуации оказывается в руках 15 летнего мальчишки, а между тем крен уже достиг 90 градусов, и пилоты окончательно теряют ориентацию.
Тряска продолжается, орет сигнализация, пространственная ориентировка пилотами-потеряна, самолет наклонен вправо на 90 градусов, да еще и нос задран высоко. Самолет снижается со скоростью 200 метров/сек, а это очень много. Наконец Пискареву удается устранить крен, но нос по прежнему опущен, самолет продолжает нестись к земле. Пилот Игорь из-за всех сил тянет штурвал на себя, перегрузка в этот момент составляла 4G (как на истребителе). кудринский тем временем никак не может занять свое кресло, так как из-за перегрузки Ильдара "вдавило" в кресло. Когда мальчику удается выбраться, он задевает ногой левую педаль, и это лишь усугубляет ситуацию, самолет начинает вращаться в лево и входит в неуправляемый штопор.
Кудринский садится на свое место. Казалось бы что пилоты исправили ситуацию и близко спасение, однако руль высоты полностью наклонен на себя, и это мешает перевести ситуацию в нормальное русло (пилоты этого не заметили). Самолет начинает неуправляемо вращаться, Кудринский лихорадочно ищет способ выровнять машину, однако им не хватало высоты...
На огромной скорости лайнер врезается в землю. Погибли все, находившиеся на борту 75 человек.
#авиакатастрофа #самолеты #крушение #Airbus