Найти тему
back to ryazan

Советские минусы облика

С одной стороны, это хорошо для облика города Рязани, что советские архитекторы вписали свои творения в историческую застройку. Молодцы. Там ампир, тут ампир, там колонны, тут колонны, там жёлтый, тут розовый.

С другой стороны, это лишило город архитектурной многослойности и стихийности, сделало его ещё более городом N: советская типовая застройка вписана в типовую дореволюционную. Развитие сверху вниз, а не снизу вверх. Никакого со-творчества, вовлечённости, локальности.

То же самое с историей: с одной стороны историческое наследие подчеркнули, а по факту его стёрли визуально и из сознания горожан.

Как отличить советские здания от дореволюционные в Рязани? Смотреть на них? Нет.

Книжки читать: по архитектуре и ходить смотреть дома уже с ними, или свод памятников, где указаны года постройки. Без книжек отличить одно от другого могут только те, кто эти книги уже прочитали.

И получается, что Рязань – город исторический, а история в нём не видна невооружённым взглядом. Горожан и горожанок не вооружают: я знать не знала, что здание моей последней школы – старинное. Я думала, советское, потому что в нём учился Павлов, который советский учёный. Это всё, что нам рассказывали в школе кроме Симонова, который тоже советский.

Вообще, дореволюционное было чем-то древним и никак не частью повседневности, не частью ткани города. Деревянные домики были просто ветхим странным жильём. Никто не задавался вопросом, кто и когда их построил.

Вобщем, на на мой вкус советские архитекторы переборщили со сталинским ампиром. Как по мне, Драмтеатру да, а зданию АТС нет. И зданию, где МРТ делают напротив Амакса тоже нет.

И точно нет Филармонии на месте, откуда был панорамный и парадный вид на единственный наш дом-дворец. Чтобы эту панораму теперь увидеть действительно панорамно,
надо встать на крыльцо Римских каникул, и то она будет сбоку.