Найти в Дзене
Александр Павловский

Самое время пересмотреть Брата Балабанова и вспомнить, в чём же наша сила

Оглавление
Сказано - сделано!
Сказано - сделано!

Здравствуйте, уважаемые Читатели и Подписчики!

Пока готовиться очередная подборка триллеров, я хотел бы вновь заострить внимание на русском кино. В данном случае - легендарный "Брат" Алексея Октябриновича Балабанова. Но начнём с небольшого вступления: пару недель назад я разговаривал со старым товарищем и речь зашла о кино, конечно же, об американском (ведь другого априори не существует!). Товарищ отличается ярко выраженной манией американского кино в худшем проявлении этой страшной болезни... Он знает все имена современных англосаксонских актёров - ДжорджЫ там всякие, Джэйсоны, АнжЭлины и т.п. - знает всю их подноготную, восхищается примитивными высокохудожественными боевиками и, при всём при этом, к русским/советским фильмам особой симпатии не испытывает. Тогда я спросил: слушай, вот ты говоришь, что русские фильмы - фигня, а ты смотрел хоть какой-нибудь? "Брата" Балабанова, например, смотрел? Как вы понимаете, никакого такого "Брата" товарищ не видал и явно не планирует видать его в будущем...

Но это просто заметка. А мне бы хотелось вспомнить почему "Брат" вовсе не про "лихие 90-ые" и братков в кожаных куртках, ибо некоторые считают, что фильм устарел и исчерпал актуальность. Чем, собственно, гениален Брат и почему он так близок нам? Вообще, для человека, который любит Русскую литературу совершенно очевидно, что А. О. Балабанов продолжает традиции, заданные Пушкиным, Лермонтовым, Грибоедовым и Достоевским. Первое, что хочется отметить это место действия - Санкт-Петербург. В книгах Ф. М. Достоевского Петербург - это не просто фон, а полноценное, может быть главное действующее "лицо" книги. Город имеет центральное значение. Так же и в фильмах Балабанова (особенно в "Брате") Питер наделяется хладнокровной, но кровоточащей душою. Кинематографичные прогулки Данилы по городу под аккомпанемент Наутилуса важны для фильма. Они создают особое настроение, атмосферу.

Наутилус Помпилиус - Люди На Холме (OST Брат)

Второе - это так называемый лишний человек. Лишний не в жизни, а в обществе. Таковым был Чацкий из "Горя от ума" Грибоедова, Печорин в "Герое нашего времени" Лермонтова, Ставрогин из "Бесов" Достоевского. Таким же является и Данила Багров в фильме Алексея Октябриновича: честный, где-то даже наивный человек, справедливый, непродажный, а потому и лишний, ибо в современном капиталистическом мире, где на словах все "братья", люди (даже будучи по крови братьями) иной раз сожрут друг друга ради... зелёных бумажек с фотографиями Франклина и Вашингтона.

Вячеслав Бутусов - Зверь (OST Брат)

Потому-то наш брат Данила Багров так одинок здесь - нет у него здесь никаких братьев, он один такой в пылающем Вавилоне (в нашем случае холодном как сталь Питере). Тут же Балабанов показывает как Россию рвут на части непонятно откуда взявшиеся французы и американцы со своими "клубными трипами" и массовой культуркой. Вместо флага своей страны, люди вешают плакаты соблазнительных дев с надписью "Don't mess with the U.S.", а тот, кто ещё вчера был товарищем, сегодня стал врагом на пути к наживе.

"Мы живём в городе "братской" любви". (с) Вячеслав Бутусов

А напоследок хотел бы сказать, что, по моему мнению, "Брат" главным образом об одиночестве. Тотальном, холодном, именно русском одиночестве. Может быть поэтому мы так любим Данилу Багрова? Не только за его принципы, чувство справедливости, свободу и силу духа, но и потому, что он есть олицетворение одиночества, которое всем нам так близко. С этой точки зрения Петербург - бывший административный центр России, - такой холодный и жестокий, помнивший о 3-х революциях и кровавой блокаде, и есть идеальное олицетворение этого самого РУССКОГО ОДИНОЧЕСТВА.

Спасибо за внимание, уважаемые Читатели и Подписчики!

P.S. Данила Багров жив.

Мы тебя помним, брат...
Мы тебя помним, брат...

#алексейбалабанов #фильмы

А. Павловский - Лучшие в аду (Z)